Вот, почитав несколько тем на РСдизайне, обнаружил такую тенденцию.
Народ обсуждает (многие утверждают) - что в симуляторе летают "аки Аланы Забо"
, а вот с переносом этого умения в реал - большие трудности.
Типа: "... я в симе, колбашу как хочу, ничего не боюсь и всё получается ..."
Позволю себе высказать - своё скромное мнение (основаное на наблюдениях за коллегами на "полях" и за собой) .
Хотите понять, реально можете ли Вы летать какие либо фигуры в симуляторе, или это - "самообман"?
Как это проверить?
В чём существенная разница?
Что делать на поле?
Как помочь себе, как почувствовать уверенность (в отличии от САМОуверенности
)?
- Знаю по себе. Сам таким был.
"Колбасить" в симуляторе - проще простого. Всё получается (и кажется) просто "на ура"!
Ну подумаешь, "залетел в себя"
- какая фигня! Ну, подумаешь - я же могу нарезать восьмёрки в инверте на расстоянии метра от "виртуального пилота"? Могу! Так почему же на поле ...
всё совсем не так ?
Да и вообще, в симе я "ношусь как угорелый", кручу "фигуры" без устали и всяких остановок, и не испытываю никаких проблем!
...
Я, выйдя в "поле" с реальным вертолётом, до сих пор (третий сезон !)
каждый первый полёт в полётный день - испытываю "удар адреналина".
Руки "колбасит" так, что со стороны могут подумать, что это я "крэк" на верте исполняю
Типа, "так задумано"...
Для себя заметил такую вещь: если не стоять на месте как "памятник Ришелье" - а слегка "прогуливаться" (плавно и аккуратно, естественно учитывая "рельеф местности" и возможность), то это снимает напряжение "со всего организма", включая руки.
Да же просто "потоптаться" на одном месте полезно. Улучшить кровообращение, немного расслабить мышцы...
Опять же, зная как организм реагирует, надо делать "разминку". Простой полёт, в котором не будет ничего сложного и экстремального.
Просто для того, что бы "вспомнить вертушку", обвыкнуться с обстановкой (погода: ветер, солнце, видимость, просто новое место...) и тем самым преобрести необходимое "спокойствие". За одно, к стати, это ещё и тест для самого вертолёта - всё ли с ним в порядке, нет ли каких "траблов".
В реальных полётах всегда присутствует вполне обоснованый страх. Страх "этой мясорубки", которая летит на тебя издавая адский шелест от своих са-а-авсем не маленьких лопостей ... а ёще может быть дым и рёв ...
Короче - жуть!
Это же совсем не так как дома, в уютном кресле за компьютером, под "пивко" и приятную музычку ...
ДА, а осознание того, сколько стоят эти самые лопасти??
Совсем не виртуальные?
И как не много надо, что бы настал повод "бежать в магазин" за ними?
А ветер ? Это "гадский" ветер, который дует как назло прямо "в рожу"? Из за него начинают слезиться глаза, верт так и норовит подлететь поближе, а от ДВСного дыма начинает "першить в горле" ?? А повернуть вправо нельзя - там солнце, а в лево повернуть я ещё не умею и боюсь! А за спиной какой то му..к жужжит своим вертолётом! Да так близко
Я же, когда он летал, всего лишь "тарахтел на холостых", да и то - далеко (как казалось).
Блин!!!!!!
.... а кто это на машине едет прямо на меня?
?
......
Прям ужастик какой то!
Ужастик, не ужастик, но ведь это всё правда! Не такая уж и надуманная ситуация, знакомая практически каждому.
Отличаются только некоторые детали.
Значит, и это понятно, но просто - "забывается" пилотами,
условия в "поле" принципиально отличны от симуляторных.
Что делать?
Устраивать в квартире условия "максимально приближенные к боевым" ? Пускать дымы, врубать ветро-шумо-генераторы? Ставить слева или справа от монитора лампочку ватт на 200 ? Что бы слепила как солнце?
Думаю нет. Это уже просто "бред"!
Поговорим вот о чём. О том, как летать в симуляторе (правила полёта), и как это влияет на полёт в "реале".
Участие в соревнованиях, хочешь ты этого или нет, заставляет выработать определённый навык, чёткие правила полёта. Те - которые, как правило, не выработаны у "просто пилота". Или, к которым он как минимум идёт значительно дольше.
Это так называемая "
зона полёта".
Чётко ограниченное, строго сориентированое пространство - в котором выполняется полёт.
Из чего она состоит?
1 - линия перед пилотом, которая простирается слева на право в бесконечность, и ЗА КОТОРУЮ (ближе к себе) пилот НИКОГДА не может залетать! Пересечение этой линии - это "залёт", пилот!
Карается строго. Дисквалификацией.
- По этому, не летайте в симуляторе на "красивых", но совершенно бессмысленых полях, на которых не существует такой, хорошо обозначеной, линии! Выполнять это правило (не залетать) достаточно сложно, особенно по началу. И чем раньше Вы начнёте СТРОГО его соблюдать, тем проще Вам будет потом! Тем правильнее и красивее будет Ваш полёт, как это ни странно по началу звучит.
Вы научитесь автоматически (подсознательно) ориентировать ваш полёт вдоль этой (в конкретных условиях уже да же "невидимой") линии.
Все фигуры, положения вертолёта в пространстве, будут подчинены этой линии. Это будет красиво и правильно!
А тем более, важно при организации "поля", иметь такую линию. Кроме красоты - это линия БЕЗОПАСТНОСТИ ! И все участники полётов, должны знать (желательно и видеть как то) про неё и строго соблюдать.
Желательно, что бы солнце во время полётов распологалось "за" этой линией (за спиной пилота). Избавит от возможного ослепления и ошибок с этим связаных (это, я про себя
, из за такой ошибки с слишком близким солнцем не набрал необходимой высоты при авторотации К1.5 . Решил, типа - достаточно, а то "на солнце попаду"...
).
2 - дистанция полёта. Раз есть линия, которой мы придерживаемся, значит от этой линии в "глубину" (перед пилотом) есть дистанция на которой летаем. Как её определить?
Универсального ответа пожалуй нет. Дистанция зависит и от фигур, и от опыта, и от предпочтений пилота.
Если фигура выполняется не в "глубину" (в "глубину" - скажем харрикейн на пол-поля, или грандиозная пятля "поперёк", или что то в таком роде...) то дистанция выбирается из "простого" критерия (не забываем при этом о безопасности, возможных препятствиях, тех же деревьях и т.п.):
- должно быть не слишком далеко (что бы не терять ориентацию, визуальный контроль) и не слишком близко (что бы, не "залететь" и не испугаться от несущегося "под всеми парами" вертика
)
Хорошо, когда в симуляторе и дистанция присутствует. Это поля с "взлёткой". Типа "Флаинг филд" или "РС-клуба в Москве" в Фениксе. Там, где перед пилотом есть чётко видимое вытянутое влево и вправо пространство с "глубиной". Стараемся летать "внутри" этого пространства.
Что это даёт? Даёт навык. Навык ориентации в этом пространстве. Заставляет делать манёвры (фигуры) так, что бы действительно контролировать верт, а не делать ту же "восьмёрку" себе за спину справа и на двести метров влево от себя ... Заставляя себя
так летать в симуляторе, на поле - будет значительно проще. Будет сразу "понятно" как летать. Это на столько войдёт в привычку, что будет получаться автоматически, помимо "воли" пилота
Это опять же, "правильно и красиво". Это настоящее умение контролировать вертолёт.
И проверяется оно - в симуляторе! А в поле - наслаждаемся полётом.
3 - дистанция по "фронту". Собственно, то же самое относится и к этому параметру. Но эта дистанция - всегда значительно больше. Так как полёты в основном происходят вдоль "линии полёта", используя максимум этой дистанции.
Все правила (безопастность, видимость) соблюдаем и тут.
Так вот, основной вывод: "Если пилот в симуляторе, способен выполнять фигуры не "хаотически" и "где придётся", а может соблюдать при этом "полётную зону" - он готов к переносу фигуры в "реал". Если нет, то стоит посидеть ещё в симе ...
Хорошая проверка - полёт в симуляторе в закрытом помещении, в зале.
Да и вообще, полёты в зале (реальном) - хорошо стимулируют понимание необходимости такого навыка.