Тема: Симулятор или реал?  (Прочитано 25933 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.


« Ответ #15 : 12 Февраль, 2010, 03:02:23 am »
Зачем играться со скоростью симуляции, когда можно просто пересесть на более мелкий вертолёт? :) Научился делать фигуру на 600ке? А теперь - попробуй на 450ке  :D
По мне так проще что-то новое сначала потренировать в симе на большом верте, а только потом пробовать на маленьком.
С таким- же успехом можно 450-й "затупить" скоростью симуляции----- получим в итоге вертолёт в "киселе" с инерцией 450-го на котором можно фигуру тренировать в зале........Вы попробуйте сделать как я писал---10 минут отлетайте со скоростью от 150 до 200% (real flight)  и верните нормальную скорость....... Ещё способ: нашли неудобный бок или положение для себя и долбите туда с той-же скоростью симуляции (150 -200) через несколько дней "должно пройти"-----важный момент- долбить в точку (положение) следует тогда когда вы уже ею (например правый бок) нормально висите на обычной скорости, но она вам не комфортна......
P.S.Ну и на такой скорости (150-200%) тренируется наша реакция...........   

Оффлайн Michael

  • Сообщений: 657
  • Пилот пепяки
« Ответ #16 : 12 Февраль, 2010, 12:16:30 pm »
С таким- же успехом можно 450-й "затупить" скоростью симуляции----- получим в итоге вертолёт в "киселе" с инерцией 450-го на котором можно фигуру тренировать в зале........Вы попробуйте сделать как я писал---10 минут отлетайте со скоростью от 150 до 200% (real flight)  и верните нормальную скорость....... Ещё способ: нашли неудобный бок или положение для себя и долбите туда с той-же скоростью симуляции (150 -200) через несколько дней "должно пройти"-----важный момент- долбить в точку (положение) следует тогда когда вы уже ею (например правый бок) нормально висите на обычной скорости, но она вам не комфортна......
P.S.Ну и на такой скорости (150-200%) тренируется наша реакция...........   
Я пробовал так делать, не понравилось.
Смена вертолётов еще полезна тем, что многие движения запоминаются не для конкретного верта, а в общем случае. Не знаю, как это сформулировать... Делать ровно фигуру на одном верте и делать ее ровно на трех разных вертах в этом же симуляторе - разные вещи  :-[
Mini Titan e325. Motor - Scorpion 2221-8 (13T), ESC - CC Phoenix ICE 50A. Servo - Hitec HS65MG, rudd

Оффлайн Владимир Д

  • Сообщений: 151
    • Владимир
    • ремонтный центр мастер+
  • Город: Питер
« Ответ #17 : 21 Февраль, 2010, 02:24:24 am »
обалденная статья,почитал и многое в моей голове перевернулось,огромное спасибо Александру   :TY: :TY: :TY:

« Ответ #18 : 21 Февраль, 2010, 03:16:49 am »

Смена вертолётов еще полезна тем, что многие движения запоминаются не для конкретного верта, а в общем случае. Не знаю, как это сформулировать... Делать ровно фигуру на одном верте и делать ее ровно на трех разных вертах в этом же симуляторе - разные вещи  :-[
Да согласен- отправил в копилку опыта........спасибо

Оффлайн aarc

  • Старейшина клуба
  • Сообщений: 1225
  • Badass pilot
    • Aarc's helipad
« Ответ #19 : 01 Апрель, 2010, 11:49:00 am »
Саша, ты поднял крайне интересную тему! Я, с твоего позволения, немного вклинюсь и расскажу о своих мыслях относительно сима и реала.

По-моему, вполне можно начать летать без симулятора и при этом не крошить все и вся вокруг. Нужен лишь правильный подход к процессу обучения. Ведь что в первую очередь мешает молодому пилоту? Страх? Думаю, нет. Со страхом можно бороться и продолжать тренироваться. Самоуверенность, вот что по-настоящему опасно. Со стороны обывателю кажется что летать, это просто - взял и полетел, а на деле оказывается, что легкость полета требует долгих тренировок. И помочь новичку надо именно в этом: перешагнуть через самоуверенность и начать адекватно воспринимать всю тяжесть ситуации. И симулятор и правильная методика одинаково хорошо могут сбить первый порыв «я все могу». Я многократно наблюдал недоумение на лицах людей, впервые попробовавших летать в симуляторе. «Ой, куда он полетел?», «Караул, оказывается это сложно!». Те, кому удается более-менее ровно поднять виртуальную модель, можно предложить приземлиться без повреждений. Реакция: «А как теперь его вернуть?». Если человек понял, что для полетов требуется тренироваться, то считайте, что полдела сделано. А вот дальше, отрабатывать первые навыки ориентации на реальной модели и проще и интереснее, ведь мы тренируемся для того, чтобы летать в реале, а не в симуляторе.

Но это все лирика, теперь по делу.

Основные минусы симулятора для меня:
1.   Ограниченное визуальное восприятие модели из-за плоской картинки на мониторе.
2.   Фактически после отработки фигуры в симуляторе приходится по-новому учиться выполнять ее в реале. Это не столько минус, сколько объективная реальность.
3.   Сильно ушедший вперед уровень полетов в симуляторе приводит к раздвоению личности. «Я все могу в симе» и «ничего не могу в реале», одновременно. :)
4.   Можно творить все, что угодно, не задумываясь над тем, как сохранить модель. Это проще всего – воспринимать симулятор как игрушку, а не как тренажер. Но толку от такой болтанки немного.

В итоге в симуляторе ни как не получается отрабатывать статику типа F3C. Если модель выше головы, (а она должна быть выше головы), то понять, дрейфует модель или висит над флажком, можно только по тени вертолета, т.е. нужно отвлечься от модели и перевести взгляд, за это время модель сдвинется еще дальше от точки висения. Можно попробовать ориентироваться по облакам, но опять же, смещение, например, на 1 метр практически не ощущается в симуляторе, но зато малейшее движение отлично воспринимается в реале и пилотом и судьями. Дальше, после того, как сложная фигура стала получаться в симуляторе, в реале надо будет аккуратно начать пробовать выполнять ту же фигуру. Не думать, что она сейчас получится с «пол-пинка», а подойти к отработке со всей осторожностью и вниманием.

Несмотря на весь негатив выше, у симулятора все же есть плюсы, но плюсы надо воспринимать с оглядкой на минусы.

Основные плюсы для меня:
1.   Бесплатные падения.  :)
2.   Можно тренироваться в будни по вечерам. При этом помнить, что отработанные в симе движения необходимо закрепить на практике в ближайшее время.
3.   Можно оттачивать то, что в реале уже получается, но требует доработки.
4.   Можно пробовать сложные фигуры с замедлением симуляции, т.е. иметь больше времени на размышления о движении стиков.
5.   Можно отрабатывать сложные ориентации, в которых в реале модель надолго не задержать. Например, положения на ноже.

Пожалуй, для меня самый важный плюс – продолжение отработки фигур, когда реальные полеты невозможны. Лучше, если фигура в реале уже получается и ее нужно лишь отполировать. В этом случае комбинация полетов сим-реал дают высокую отдачу. Следующее - замедление симуляции. Такие фигуры как четырехточечный тиктак и пирофлип никак не давались без разбора движения стиков в замедленной симуляции.

И снова вернусь к подходу к тренировками. Опустив базовые ориентации, предлагаю сразу посмотреть, к примеру, на фигуру Snake. Как ее надо тренировать? В симе пилоту не надо думать о том, как сохранить модель и потому можно броситься на фигуру в лоб, пытаясь начать летать этот зигзаг. Расколотить сотню виртуальных моделей и так и не добиться результата, или научиться делать что-то похожее только в одну сторону в одной ориентации. Но что важно, каждая фигура, в том числе и Снейк состоят из элементов. В данном случае это переход из нормали в инверт и ведение модели по дуге между переходами. Переход делается при прямолинейном движении, затем идет дуга. Эти элементы присутствуют в обычной восьмерке. Т.е. что-бы начать летать Снейка надо для начала хорошо летать восьмерку в нормале и инверте. Хорошо, значит уметь держать постоянную скорость, высоту и форму фигуры, независимо от направления движения и от направления и силы ветра. И хорошо выполнять бочку/полубочку. Одинаково хорошо во всех направлениях движения и во всех переходах полубочкой из нормали в инверт и из инверта в нормаль. После этого перейти к восьмерке со сменой ориентации полета с нормали в инверт и обратно в момент прямолинейного движения в центре восьмерки. И только затем двинуться на самого Снейка. Так вот в симе этого не написано. Т.е. последовательность событий «купил сим-стопудово научился летать» не верная. Работает последовательность «узнал, как учиться – тренируешься в симе и реале». Да что там говорить, базовые фигуры, типа восьмерки и бочки, легко можно отрабатывать в реале, даже не заглядывая в симулятор, но для этого надо много свободного времени, которого у нас, к сожалению нет. Приходится днем вместо полетов работать, а тренироваться в симуляторе 30 минут перед сном... К сожалению. А ведь реальные полеты так замечательно расслабляют, уставшую от будничного стресса, нервную систему.

Всем удачи в тренировках.
Олег. Вертопарк: Trex500, Furion 6

Оффлайн vitkor

  • Старейшина клуба
  • Сообщений: 2526
    • Виктор
    • Козаченко
    • Радиоуправляемые вертолеты в Новосибирске
  • Город: Новосибирск
« Ответ #20 : 01 Апрель, 2010, 13:46:11 pm »
Еще раз убеждаюсь, что какую-то единую методику реал-симулятор выработать сложно будет. Все индивидуально для всех. У меня нет большого опережения симуляторных фигур от реальных. У меня пока опережение 2-3 фигуры максимум. Здесь опять же все индивидуально. Все зависит от того, как человек справляется. У меня все эти дела идут очень туго, несмотря на то, что тренируюсь в симуляторе каждый день.  Например, чтобы налетать в симуляторе 8-ку с пируэтами в обе стороны, до приемлемого качества мне потребовался почти год. Судя по некоторым форумам, есть пилоты у которых на это ушло всего 2 недели. От так от!

Пока для себя остановился на следующей методике:
1. Между сезонами налетываю в симуляторе некоторое количество фигур. Обычно по 40 минут ежедневно.
2. В летный сезон переношу в реал те фигуры, которые освоил в межсезонье. При этом в симуляторе уже начинаю отрабатывать что-то новое, при этом тренирую те фигуры, которые уже умею, но не перенесены в реал.


Перенос фигур из симулятора в реал особых сложностей не представляет. Здесь Олег на мой взгляд немного сгущает краски: "Фактически после отработки фигуры в симуляторе приходится по-новому учиться выполнять ее в реале."
Тут либо фиговый симулятор, либо передергивание. По крайней мере, мой опыт противоречит данным утверждениям. Если фигура хорошо налетана в симуляторе, то сильных проблем перенос в реал не доставит, так как руки все сделают сами. Разумеется, что требуется некоторая корректировка, но такого, чтобы учиться летать заново, нет. Переносил в реал круг с пируэтами. Расскажу, так как хорошо это помню и могу описать все свои ошибки.
Налетал фигуру в симуляторе, до какого-то уровня (теперь уже понятно, что низкого, так как иногда падал в симуляторе), в выходные (назову их первыми) начал переносить ее в реал. Сначала просто повисел с пируэтами, потом попробовал простые движения с пируэтами. Просто чтобы почувствовать вертолет. К концу полетного дня пролетел круг несколько раз. Заметил, что повторяю все ошибки, что и в симе. Ума не хватило остановиться. В следующие выходные скрашился на этой фигуре. Взялся устранять ошибки, ушло некоторое время (пару недель интенсивных тренировок). Устранил ошибки, прошел внутренний тест на качество, в ближайшие выходные нормально полетел фигуру без подготовки.
Т.е как видно из описания всему виной спешка, и переоценка своих возможностей.
После этого задумался о критериях определения готовности к выполнению фигуры. Критерии уже сформированы, и доступны для чтения всем желающим.
С тех пор, проблем с недоработкой и переносом фигур в реал у меня не было.
Виктор. Вертолетный дневник - http://www.heli-spb.ru/forumheli/index.php?board=139.0

Оффлайн aarc

  • Старейшина клуба
  • Сообщений: 1225
  • Badass pilot
    • Aarc's helipad
« Ответ #21 : 01 Апрель, 2010, 15:28:30 pm »
Витя!
 
Думаю, что золотую середину все же можно найти. Вот в твоем примере с пируэтом четко прослеживается переход от минуса номер 2 к плюсу номер три из моего сообщения. Значит, что то общее уже есть. :)

И убегающий вперед сим я привел, как пример распространенной ошибки, с которой в свое время тоже столкнулся. Для себя нашел следующее лечение: двигаться вперед в симе, учитывая текущий прогресс в реале и не задерживаться с переносом нового материала из сима в реал. Тут крайне желательно представлять, что за чем тренировать, чтоб освоение составных частей фигуры шло до отработки самой фигуры. Т.е. база, база и еще раз база. :)
Олег. Вертопарк: Trex500, Furion 6

Оффлайн Kulichik

« Ответ #22 : 01 Апрель, 2010, 15:53:41 pm »
Воистину сказано: сколько пилотов - столько и подходов к методикам обучения!
Читаю практически все статьи, посвящённые теме тренировок полётам и обучению и
сделал вывод: для меня ментально  более всего близок подход Олега (aarc).
У меня все процессы идут именно в соответствии с его описаниями: тяжесть перехода
из симулятора в реал, абсолютная разность восприятия вертолётов в симуляторе и реале
и хорошие результаты от совместных тренировок там и там (начало получаться в реале -
продолжаешь "лакировать" в симуляторе и прогресс пошёл).
Очень хорош на меня действуют методики, описанные Олегом в своём блоге 
(
http://onheli.blogspot.com/): медленно и неторопливо осваиваю рекомендуемое и всё
начинает получаться!
...и белой завистью завидую людям, которые за один день переносят свои навыки
из симулятора в реал и имея со мной одинаковый стаж обучения уже думают не проблемах
ориентации, а о том  как тик-так сделать пониже к земле...

Оффлайн Anton_vrn

  • Старейшина клуба
  • Сообщений: 5986
    • Антон
    • Бухонов
  • Город: Воронеж
« Ответ #23 : 01 Апрель, 2010, 16:11:03 pm »
У меня что-то чем дальше, тем хуже в реал переносится все... Все-таки сложная хрень, типа пиррофлипа в симе и в реале - вообще разные вещи. Сегодня утром ради прикола сделал в симе пирофлип непрерывно 600 раз без всяких позывов навернуть верт, потом вышел на стадион и опять нифига не выходит... Вроде и очковые вибрации уже давно прошли и не мешают его делать, просто не выходит и все. 1-2 раза коряво делаю и все - начинает разматывать по всему небу :(
Я не червонец, чтобы нравиться всем!

Оффлайн vitkor

  • Старейшина клуба
  • Сообщений: 2526
    • Виктор
    • Козаченко
    • Радиоуправляемые вертолеты в Новосибирске
  • Город: Новосибирск
« Ответ #24 : 01 Апрель, 2010, 16:30:51 pm »
Витя!
Думаю, что золотую середину все же можно найти. Вот в твоем примере с пируэтом четко прослеживается переход от минуса номер 2 к плюсу номер три из моего сообщения. Значит, что то общее уже есть. :)
Если весь опыт проанализировать, то возможно решение и будет найдено. Пока у меня сложилась только методика более или менее мне подходящая, ну или для пилотов моего типа.  Тип "тормоз". :) В голове болтаются мысли, но они не вышли на тот уровень сознания, который позволяет их оформить в четкую методику. То что оформилось в голове в полезные мысли, я уже зафиксировал.
Пример с пируэтами я привел в контексте, что если фигура отлично наработана в симуляторе, то проблем с ее переносом в реал, как правило, не возникает. Во всяком случае, мой опыт показывает что именно так. А если фигура недоработана, то в реал с ней лучше не соваться. Мое мнение такое: если в симуляторе все получается на 5, а в реале требуется прилагать существенные усилия по переносу фигуры, то это повод либо сменить симулятор на другой, либо повод пилоту пересмотреть критерии своей готовности.
 Опять же, мой опыт наблюдения за коллегами, говорит, что многие пилоты просто не понимают, когда фигура "готова", а когда нет. Например, человек говорит, что он в симе спокойно летает восьмерку, а в реале якобы пока боится. Когда говоришь: покажи в симе. Ну летает человек, летает, начинаешь его о чем-то спрашивать в это время, он моментально зарулился и упал. Мое мнение: не готов. Страх в основном от неготовности возникает.
Когда фигура, требует для своего выполнения, сильного  психологического напряжения, то это значит, что она плохо наработана. Представь, если человек едет за рулем авто, ему задали пару не требующих умственного напряжения вопросов, а человек зарулился и попал в аварию. Готов он водить авто или нет?
А дальше уже проблемы общего характера.
Летный сезон у всех разный. У меня, например, ноябрь-апрель нелетный период, в который невозможно летать по объективным причинам. В теплой части нашей Родины, летный сезон ощутимо длиннее. Возможно, это тоже придется учитывать. "Тип" пилота (как быстро у него приобретаются навыки), его возраст, склонность к риску, и свободное время на полеты и симулятор, тоже нужно как-то учесть. На какой уровень требуется подготовить пилота? Если спортсмен или профессионал, это одно, если требуется хоббийный уровень, это другое. Что-то многовато сущностей пока получается. А ведь единая канва есть. Уверен, что есть.
Пока занимаюсь неспешным анализом, и сбором информации для написания следующей статьи из цикла "симулируем". Ориентируюсь больше на хоббийный уровень. Все таки, хоббистов у нас существенно больше.
Считаю, что если мы все вместе навалимся на это дело, то в течение полугода, методика самообучения хоббийного уровня будет создана. Ну так это'ж работать надо! :)

У меня что-то чем дальше, тем хуже в реал переносится все... Все-таки сложная хрень, типа пиррофлипа в симе и в реале - вообще разные вещи. Сегодня утром ради прикола сделал в симе пирофлип непрерывно 600 раз без всяких позывов навернуть верт, потом вышел на стадион и опять нифига не выходит... Вроде и очковые вибрации уже давно прошли и не мешают его делать, просто не выходит и все. 1-2 раза коряво делаю и все - начинает разматывать по всему небу :(

Воистину!
У кого жемчуг мелкий, а у кого щи пустые.  :D

Антон, давай думать вместе. Глядишь, что-то сообразим и с твоим пирофлипом, и с нашими "пустыми щами". :) У меня пирофлип в планах годика через два.
Надо вот начинать осваивать инверт с пируэтами - это задел на следующее межсезонье будет. Как раз годик и пройдет...


Виктор. Вертолетный дневник - http://www.heli-spb.ru/forumheli/index.php?board=139.0

Оффлайн AlexSr

  • Старейшина клуба
  • Сообщений: 4792
  • Покурим и ... Полетели?
    • Александр
    • Сергиенко
  • Город: Санкт-Петербург
« Ответ #25 : 01 Апрель, 2010, 17:07:43 pm »
Скажем так - все пилоты индивидуальны.  :D
И возраст, "сын ошибок трудных"  :) , и "гений - парадоксов друг", и "очкование" по разным причинам (пацану страшно, что вертик его ударит, а мне - жалко вертик СВОЙ...) и т.д. и т.п.

Дело в том, на мой взгляд, что "методики" достаточно сильно разняться в зависимости от уровня подготовки пилота.
Одно дело - методика "азов", первых шагов, так сказать...
И совсем другое дело - методика "продвинутого" пилота. А тем более "спортсмена" или уже "почти асса"  ;)

Разные задачи и разные имеющиеся в распоряжении пилота умения - меняют методику. Подстраивают её под текущие потребности.
По этому, говорить о полной "универсальности" не приходиться.

Но, любая методика состоит из стандартной схемы: симулятор-реал-симулятор-реал.  :D По другому, ну никак!

Соглашусь с Олегом, в части того, что для ФАИшных комплексов (особенно статики), симулятор даёт значительно меньше возможностей. Только самую базу, то, что он даёт даже в варианте ФМС-а. Понять принцип, освоить базовую моторику...
А дальше - очень сильно зависит от конкретики и многих тонкостей, как восприятия, так и техники, погоды и прочего...

В этом плане 3D - несколько проще. Не так критична (в разумных пределах, конечно) точность исполнения фигуры. Всегда присутствует некоторый "люфт", который допустим.( ну скажем круг - я же не над флажками летаю ...)

По переносу фигур.
Тут у меня, лично, весьма по разному. Зависит от фигуры.
Одни - переносятся легко и непринуждённо (достаточно). Другие - тяжело.
Бывает так, что просто попробовав, уже как то не хочеться продолжать переносить фигуру, понимаешь - надо её ещё долбить в симе ... до состояния "с закрытыми глазами".
Некоторые фигуры - делаю уже очень давно, а толку ... в смысле качества исполнения - не много. Ну ... совсем не так, как хотелось бы!  :-[

Я бы сказал так, сделать фигуру "в принципе" - можно достаточно быстро. Систематически сидеть в симе ... и вот, количество - переходит в "качество"  :D
А вот добиться качества её исполнения .... пожалуй самое сложное! На это уходят в буквальном смысле слова гОды... тысячи, десятки тысяч исполнений этой фигуры... До состояния, когда сидя за симулятором, можно думать о чём угодно отвлечённом, не очень то и на экран смотреть за вертолётом ... и при этом продолжать УВЕРЕННО делать нужную фигуру  ::)

Так что, по сути, каждый из нас ищет свой, в чём то отличный от других путь ... Прям почти "конфуцианство" какое-то!   ;D

С уважением, Александр Сергиенко  - Пилот Клуба HELI-SPB


Оффлайн Anton_vrn

  • Старейшина клуба
  • Сообщений: 5986
    • Антон
    • Бухонов
  • Город: Воронеж
« Ответ #27 : 01 Апрель, 2010, 18:15:35 pm »
Вить, да нечего тут придумывать, долбить его надо в живую, и побольше. Сезон только начинается, так что постараюсь проломить головой и эту стену :)
Я не червонец, чтобы нравиться всем!

nik1

  • Гость
« Ответ #28 : 01 Апрель, 2010, 19:00:32 pm »
Согласен, что все мы разные, я  без сима точно не смогу.Как заметил Саша, связка сим- реал наверно само то. Если долго летать в одном симе , то в реале будет всё не так, ну а если летать больше в реале почти без сима то , наколотишь стока вертов :o, а если отрабатывать сет, тогда нужно столько топлива или аков.

Оффлайн aarc

  • Старейшина клуба
  • Сообщений: 1225
  • Badass pilot
    • Aarc's helipad
« Ответ #29 : 01 Апрель, 2010, 21:34:13 pm »
Точно-точно. Каждый ищет для себя свой баланс сима и реала. Но, признайтесь, если вам предложат просидеть 4 часа в душном симе, или поехать на 4 часа на поле, где солнце и свежий воздух, то какой вариант вы выберете?  ;)
Олег. Вертопарк: Trex500, Furion 6