Саша, ты поднял крайне интересную тему! Я, с твоего позволения, немного вклинюсь и расскажу о своих мыслях относительно сима и реала.
По-моему, вполне можно начать летать без симулятора и при этом не крошить все и вся вокруг. Нужен лишь правильный подход к процессу обучения. Ведь что в первую очередь мешает молодому пилоту? Страх? Думаю, нет. Со страхом можно бороться и продолжать тренироваться. Самоуверенность, вот что по-настоящему опасно. Со стороны обывателю кажется что летать, это просто - взял и полетел, а на деле оказывается, что легкость полета требует долгих тренировок. И помочь новичку надо именно в этом: перешагнуть через самоуверенность и начать адекватно воспринимать всю тяжесть ситуации. И симулятор и правильная методика одинаково хорошо могут сбить первый порыв «я все могу». Я многократно наблюдал недоумение на лицах людей, впервые попробовавших летать в симуляторе. «Ой, куда он полетел?», «Караул, оказывается это сложно!». Те, кому удается более-менее ровно поднять виртуальную модель, можно предложить приземлиться без повреждений. Реакция: «А как теперь его вернуть?». Если человек понял, что для полетов требуется тренироваться, то считайте, что полдела сделано. А вот дальше, отрабатывать первые навыки ориентации на реальной модели и проще и интереснее, ведь мы тренируемся для того, чтобы летать в реале, а не в симуляторе.
Но это все лирика, теперь по делу.
Основные минусы симулятора для меня:
1. Ограниченное визуальное восприятие модели из-за плоской картинки на мониторе.
2. Фактически после отработки фигуры в симуляторе приходится по-новому учиться выполнять ее в реале. Это не столько минус, сколько объективная реальность.
3. Сильно ушедший вперед уровень полетов в симуляторе приводит к раздвоению личности. «Я все могу в симе» и «ничего не могу в реале», одновременно.
4. Можно творить все, что угодно, не задумываясь над тем, как сохранить модель. Это проще всего – воспринимать симулятор как игрушку, а не как тренажер. Но толку от такой болтанки немного.
В итоге в симуляторе ни как не получается отрабатывать статику типа F3C. Если модель выше головы, (а она должна быть выше головы), то понять, дрейфует модель или висит над флажком, можно только по тени вертолета, т.е. нужно отвлечься от модели и перевести взгляд, за это время модель сдвинется еще дальше от точки висения. Можно попробовать ориентироваться по облакам, но опять же, смещение, например, на 1 метр практически не ощущается в симуляторе, но зато малейшее движение отлично воспринимается в реале и пилотом и судьями. Дальше, после того, как сложная фигура стала получаться в симуляторе, в реале надо будет аккуратно начать пробовать выполнять ту же фигуру. Не думать, что она сейчас получится с «пол-пинка», а подойти к отработке со всей осторожностью и вниманием.
Несмотря на весь негатив выше, у симулятора все же есть плюсы, но плюсы надо воспринимать с оглядкой на минусы.
Основные плюсы для меня:
1. Бесплатные падения.
2. Можно тренироваться в будни по вечерам. При этом помнить, что отработанные в симе движения необходимо закрепить на практике в ближайшее время.
3. Можно оттачивать то, что в реале уже получается, но требует доработки.
4. Можно пробовать сложные фигуры с замедлением симуляции, т.е. иметь больше времени на размышления о движении стиков.
5. Можно отрабатывать сложные ориентации, в которых в реале модель надолго не задержать. Например, положения на ноже.
Пожалуй, для меня самый важный плюс – продолжение отработки фигур, когда реальные полеты невозможны. Лучше, если фигура в реале уже получается и ее нужно лишь отполировать. В этом случае комбинация полетов сим-реал дают высокую отдачу. Следующее - замедление симуляции. Такие фигуры как четырехточечный тиктак и пирофлип никак не давались без разбора движения стиков в замедленной симуляции.
И снова вернусь к подходу к тренировками. Опустив базовые ориентации, предлагаю сразу посмотреть, к примеру, на фигуру Snake. Как ее надо тренировать? В симе пилоту не надо думать о том, как сохранить модель и потому можно броситься на фигуру в лоб, пытаясь начать летать этот зигзаг. Расколотить сотню виртуальных моделей и так и не добиться результата, или научиться делать что-то похожее только в одну сторону в одной ориентации. Но что важно, каждая фигура, в том числе и Снейк состоят из элементов. В данном случае это переход из нормали в инверт и ведение модели по дуге между переходами. Переход делается при прямолинейном движении, затем идет дуга. Эти элементы присутствуют в обычной восьмерке. Т.е. что-бы начать летать Снейка надо для начала хорошо летать восьмерку в нормале и инверте. Хорошо, значит уметь держать постоянную скорость, высоту и форму фигуры, независимо от направления движения и от направления и силы ветра. И хорошо выполнять бочку/полубочку. Одинаково хорошо во всех направлениях движения и во всех переходах полубочкой из нормали в инверт и из инверта в нормаль. После этого перейти к восьмерке со сменой ориентации полета с нормали в инверт и обратно в момент прямолинейного движения в центре восьмерки. И только затем двинуться на самого Снейка. Так вот в симе этого не написано. Т.е. последовательность событий «купил сим-стопудово научился летать» не верная. Работает последовательность «узнал, как учиться – тренируешься в симе и реале». Да что там говорить, базовые фигуры, типа восьмерки и бочки, легко можно отрабатывать в реале, даже не заглядывая в симулятор, но для этого надо много свободного времени, которого у нас, к сожалению нет. Приходится днем вместо полетов работать, а тренироваться в симуляторе 30 минут перед сном... К сожалению. А ведь реальные полеты так замечательно расслабляют, уставшую от будничного стресса, нервную систему.
Всем удачи в тренировках.