Тема: Заземляемся!  (Прочитано 31933 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.


Оффлайн rpilot

  • Сообщений: 527
    • RC-COMBAT
« Ответ #15 : 19 Март, 2009, 18:16:27 pm »
"барабашка" - как мы это понимаем, есть проявление недопустимого уровня помех на электронику.

То что при соединении проводом рамы двигателя на "общий"  уменьшаются помехи - факт. Но не факт, что эти помехи вызваны электростатикой непосредственно в самом  двигателе.

Ну например - двагатель это две довольно хорошо изолированные части, ротор и статор. Одна часть, которая с обмотками через невысокое сопротивление изоляции обмоточных проводов соединена с нашей нежной электроникой. Вторая принимает на себя заряд возникающий на ремне шестернях... Когда напряжение довольно большое оно пробивает масляно/оксидную пленку в подшипниках и ток разряда попадает на регулятор двигателя и тд...

В старых вертолетах одним из узлов радиошума были именно подшипники двигателя.. В измерительных устройствах ротор двигателя заземляется дополнительным скользящим (графитовым) контактом с торца.

Но так как электроника не была соединена с непосредственно с движком больших проблем не возникало...

Это конечно только предположения о причинах и характере возникновения помех..

Оффлайн AlexSr

  • Старейшина клуба
  • Сообщений: 4792
  • Покурим и ... Полетели?
    • Александр
    • Сергиенко
  • Город: Санкт-Петербург
« Ответ #16 : 19 Март, 2009, 18:48:46 pm »
Всё правильно! Помех (их источников) - масса.
Сами силовые провода от регулятора к двигателю - источник помех. Так как протекающий в них не слабый ток наводит в расположенных по близости проводах (скажем к БЕКу или серве) соответствующии индуктивные токи. Сам ротор двигателя, вращаясь рядом с проводником, в состоянии своими магнитами навести в них такие же токи ...
И т.д. и т.п.

По этому, и необходимо грамотное размещение компонентов на вертолёте и правильная прокладка проводов. К сожалению, всегда приходится идти на некий компромис.
Так как есть и другие критерии размещения (балансировка, доступное пространство, удобство обслуживания...).

ТО: vitkor
Моё образование и первая "половина" прожитых лет была напрямую связана с электроникой  ;) и вычислительной техникой.
А нынче - как раз с вопросами заземления по ПУЭ  :D в том числе.

Потенциал - потому и потенциал, что при наличии тока - будет убывать или расти. Если тока нет - останется постоянным.
Мощность (произведение напряжения на ток) в статике мала. Иначе - электрофорные машины использовали бы вместо генераторов ТОКА на электростанциях. ;)
С уважением, Александр Сергиенко  - Пилот Клуба HELI-SPB

Оффлайн rpilot

  • Сообщений: 527
    • RC-COMBAT
« Ответ #17 : 19 Март, 2009, 20:54:04 pm »
Есть предложение размещать фото разводки проводов и расположения элементов. Если конструкция получилась удачной и ни каких проблем в полете не возникало...

Конечно желательно с перечнем компонентов..

tim001

  • Гость
« Ответ #18 : 19 Март, 2009, 21:00:22 pm »
От теории к практике :D

Оффлайн Serj

  • Сообщений: 959
  • э...
  • Город: Нерезиновск
« Ответ #19 : 19 Март, 2009, 21:11:37 pm »
Да, выкладывайте фото своих винтокрылых :)
Жизнь дорожает, бабки дешевеют...http://www.kolobok.us/smiles/artists/laie/Laie_85.gif

Оффлайн vitkor

  • Старейшина клуба
  • Сообщений: 2526
    • Виктор
    • Козаченко
    • Радиоуправляемые вертолеты в Новосибирске
  • Город: Новосибирск
« Ответ #20 : 20 Март, 2009, 05:41:52 am »
Не торопите меня! Готовлю вторую часть с фото. Возможно за выходные сделаю. 
Думаю сделать описание на следующие типы вертолетов:
450-й класс. На примере Caliber 450
ДВС - На примере либо Caliber 5, либо Vibe50
Электричка 550-го 600-го класса - это либо Logo 500, либо Knight 600.
Принцип везде одинаковый, на ДВС оборудования только побольше.

Вопрос к администрации:
Можно ли будет вставить вторую часть статьи в начало темы? Чтобы она в обсуждении не потерялась.
Виктор. Вертолетный дневник - http://www.heli-spb.ru/forumheli/index.php?board=139.0

Оффлайн AlexSr

  • Старейшина клуба
  • Сообщений: 4792
  • Покурим и ... Полетели?
    • Александр
    • Сергиенко
  • Город: Санкт-Петербург
« Ответ #21 : 20 Март, 2009, 12:21:24 pm »
Вставим, не проблема!  O0

 :o Хотя нет. Посты идут в хронологическом порядке. Тогда так:
Статью вынесем в отдельную тему, а обсуждение - в другую.
С уважением, Александр Сергиенко  - Пилот Клуба HELI-SPB

Оффлайн vitkor

  • Старейшина клуба
  • Сообщений: 2526
    • Виктор
    • Козаченко
    • Радиоуправляемые вертолеты в Новосибирске
  • Город: Новосибирск
« Ответ #22 : 20 Март, 2009, 13:59:25 pm »
Ок! Спасибо. :TY:
Виктор. Вертолетный дневник - http://www.heli-spb.ru/forumheli/index.php?board=139.0

Оффлайн vitkor

  • Старейшина клуба
  • Сообщений: 2526
    • Виктор
    • Козаченко
    • Радиоуправляемые вертолеты в Новосибирске
  • Город: Новосибирск
« Ответ #23 : 21 Март, 2009, 18:36:00 pm »
Пока только для 450-го.
Организация заземления на модели вертолета.
Первая часть статьи опубликована по ссылке:
http://www.heli-spb.ru/forumheli/index.php?topic=1847.0

Начну, как обычно издалека. А именно, со схемы соединения бортовой электроники.

Старался как мог, но художник из меня от слова худо. Но принцип, думаю понятен.
Красная линия – это плюсовая шина питания, а синяя – минусовая шина питания. Именно она нас и интересует. На рисунке схема в двух вариациях: с питанием от отдельной бортовой батареи, и с питанием через преобразователь (BEC) от силовой батареи.
Как видно из рисунка, минусовая шина (далее просто минус) общая для всех устройств.
Здесь нужно обратить внимание на то, что спектр оборудования, применяемый на вертолетах, очень большой и возможно бывают устройства и с гальванически развязанным минусом. Как это проверить, я постараюсь объяснить далее. Из всех устройств непосредственной связи с минусом не имеет только мотор. При организации заземления в нашу задачу будет входить следующее (необходимо и достаточно):
1.   Соединить с минусом хвостовую балку, мотор или мотораму, раму вертолета (если карбон, и только по желанию);
2.   По возможности не сильно увеличить вес вертолета;
3.   Не сильно испортить внешний вид.
В общем, не так уж и много требований. Что потребуется из материалов:
Провод, медный, многожильный, в изоляции. Желательно подходящий по цвету. В зависимости от размера вертолета может понадобиться от одного до двух метров. Я брал провод от антенны старого 40МГц приемника;
Клеммы. Примерно такого вида как на картинке. Лучше плоские под пайку;


Разъем который вставляется в приемник, минимум 1-2 шт.;


2-3 см термоусадочной трубки. С диаметром предлагаю определиться самим;


Если свободных каналов на приемнике нет, то возможно понадобиться У-кабель.


Картинки цинично дрались из Интернета. Вроде все. Можно приступать к делу.

Самые «злостные» заземляльщики, рекомендуют присоединять заземление к балке в 3-х местах:
В самом конце, как можно ближе к хвостовому редуктору;
В середине, например, там, где крепление подкосов;
У основания – там, где балка вставляется в раму.
Убежден, что если исходить из принципа разумности и достатчоности, то будет достаточно присоединить провод заземления в месте крепления подкосов, и если это необходимо, то и у основания балки. Либо в конце, и у основания. Три точки – это уже лишнее. Я сделал 2 варианта. На ДВС вертолете в 2-х местах, на электро вообще в одном, там, где крепятся подкосы. Но если есть желание можно перестраховаться. Почему именно там, где крепятся подкосы? Это самое удобное место для крепления, плюс ко всему, крепление подкосов у многих вертолетов расположено не в середине балки, а ближе к концу, т.е к хвостовому редуктору. А это, как уже известно самое «статическое» место. В моем случае вертолет не типовой, и заземлять будем не на крепление подкосов, а на крепление хвостового оперения. Пусть некоторые фото Вас не смущают, смысла они не меняют.

Пошаговая инструкция для 450-го вертолета.

1.   Желательно, проверить тестером, что минус регулятора «сквозной», т.е минус силовой батареи соединен с минусом разъема «газ». Для этого включаем тестер на проверку сопротивления, и одним щупом подключаемся на минус силового разъема, а вторым щупом на минусовой провод разъема газа. В идеале должно быть «короткое» - очень маленькое сопротивление. Если Вы летаете с внешним BEC, то такую же проверку желательно устроить и ему. Впрочем, данный пункт можно и пропустить. Обычно у BEC такой же сквозной минус как и у других устройств.

2.   Зачищаем балку в районе хомута крепления подкосов до металла. Это  можно делать надфилем, бормашиной, наждачной шкуркой. Главное быть очень осторожным, так как стенки балки имеют очень маленькую толщину, и можно зачистить до дыр. Чем лучше зачистим, тем лучше будет контакт.


3.   Отмеряем примерно длину провода, с учетом того, как будем его проводить.
4.   Замеряем проводом балку по окружности.

И зачищаем изоляцию.



5.   Облуживаем зачищенный конец провода. Если не облудить, то контакт медь алюминий со временем станет плохой, и толку от нашего заземления будет ноль.

6.   Надежно закрепляем провод по окружности балки, и прижимаем сверху хомутом крепления подкосов. Если есть желание и возможность, то можно провод припаять к балке. Закрепляем подкосы.



7.   Протягиваем провод до приемника. Сделав небольшой, 3-5 см, запас обрезаем лишнее.



8.   Устанавливаем на провод разъем для приемника, так, чтобы наш провод совпадал с минусовой ножкой на приемнике.  И вставляем фишку разъема в свободный канал приемника. Все! Балку мы заземлили.

9.   Теперь мотор. Берем нашу клемму. Облуживаем ее.
10.   Отмеряем провод, с учетом расстояния для его прокладки.
11.   Припаиваем нашу клемму к проводу, с другого конца надеваем термоусадку, и усаживаем ее.
12.   Клемму крепим к одному из болтов крепления мотора. Или к мотораме, если она металлическая.
13.   Протягиваем провод до приемника. Оконечиваем разъемом как в п.8, втыкаем в свободный канал приемника. Если свободных каналов нет, то придется воспользоваться разветвителем (Y-кабель).
14.   Далее уже вариации на тему. Если есть желание, то можно заземлить и карбоновую раму, только не забыть заземлить обе половинки. Делается все примерно также. Берется клемма, облуживается, к ней припаивается провод. Этот провод соединяем с минусом приемника.
Сопротивление самой рамы порядка 10-20 Ом. На фото можно рассмотреть.



15.   По окончании работ, желательно сделать финальную проверку тестером. Минус силового разъема контроллера, должен прозваниваться на «короткое» с местом заземления балки и мотора.



Как Вы обратили  внимание, у меня, все провода заземления получились заведены на минус приемника. Ничего тайного в этом нет, просто так мне было удобнее. Возможно, что это и не совсем правильно с точки зрения теории, но это мне помогло. Да и не очень хочется землить все на минус силовой батареи. Хотя в принципе, если Вам так будет удобнее – можно.
Примечание 1. Если до того, как Вы сделали заземление на своем вертолете, у Вас не было крашей по необъяснимым причинам, то не стоит ожидать каких либо улучшений в работе вертолета. Скорее всего, у Вас и так все было нормально, либо просто Вам везло. Если в процессе Вы испортили что либо, я ответственности не несу. Также, я не несу ответственности за то, что Вы все сделали правильно, а барабашка от Вас не ушел. Вероятно, необъяснимые краши происходили у Вас по иным причинам, нежели статическое электричество.

Примечание 2. Сори, что нет фоток заземления мотора. С фотиком туда не подлезть. Надеюсь словесное описание понятно. На своем вертолете, Kyosho Caliber 450,  карбоновую раму я не заземлял. Оказалось необходимым и достаточным сделать заземление вышеуказанным способом, и барабашка перестал меня донимать. Теперь летаю в морозную погоду, столько, сколько смогу, и не жду когда же это произойдет снова.

« Последнее редактирование: 21 Март, 2009, 19:50:14 pm от vitkor »
Виктор. Вертолетный дневник - http://www.heli-spb.ru/forumheli/index.php?board=139.0

Оффлайн AlexSr

  • Старейшина клуба
  • Сообщений: 4792
  • Покурим и ... Полетели?
    • Александр
    • Сергиенко
  • Город: Санкт-Петербург
« Ответ #24 : 21 Март, 2009, 21:36:37 pm »
На мой взгляд - упущен очень важный момент, если верт с ремнём.

Главная задача заземления: соеденить ведущий шкив (его ось или подшипники или алюминиевый блок подшипников) с самой балкой, и так же поступить с ведомым шкивом в хвостовом редукторе.
При этом, желательно что бы шкивы были из металла.
Такая схема заземления - коротит "электрофорную машину" интенсивно вырабатывающую статику.
P.S. - альтернативный вариант это установка "токосьёмника" который будет касаться ремня и контактировать с балкой.

Иначе (заземление одной балки на "-") - разряды между ремнём и балкой никуда не денутся.

Так же имеет смысл соеденить подшипник(и) или их блоки на главном валу. Это поможет бороться со статикой возникающей на лопастях и шестернях - главной и авторотации.
Но это уже несколько "выше средних" требований.
С уважением, Александр Сергиенко  - Пилот Клуба HELI-SPB

Оффлайн vitkor

  • Старейшина клуба
  • Сообщений: 2526
    • Виктор
    • Козаченко
    • Радиоуправляемые вертолеты в Новосибирске
  • Город: Новосибирск
« Ответ #25 : 21 Март, 2009, 21:47:14 pm »
Алекс, не умножайте сущности сверх необходимого!  :D Заземление шкивов, и валов существенно удорожает конструкцию, а эффект если и будет, то уже не такой. Сделать безискровое соединение на подвижных деталях – та еще задача. Еще нужно учитывать, что подшипники качения в рабочем режиме ток не проводят. А если будет искрить – будут помехи. Заземлять каким либо способом основной ротор смысла не вижу.
Все это можно проделать уже в качестве дополнительных мер. Мне оказалось достаточно вот этих простых.
Я понимаю все это примерно так:
Вот в том ролике, который я привел в первой части, мужуки тыкали пробником, и неонка загоралась у хвостового ротора. Если мы соединим все моим способом, возможно, неонка загорится во всех частях вертолета. Заряд распределен равномерно – тока нет.
« Последнее редактирование: 21 Март, 2009, 21:52:25 pm от vitkor »
Виктор. Вертолетный дневник - http://www.heli-spb.ru/forumheli/index.php?board=139.0

Оффлайн AlexSr

  • Старейшина клуба
  • Сообщений: 4792
  • Покурим и ... Полетели?
    • Александр
    • Сергиенко
  • Город: Санкт-Петербург
« Ответ #26 : 21 Март, 2009, 22:33:29 pm »
Заряд не распределён. Вы создали условие - для его возможного распространения, и только.
Заряд накапливается между: РЕМНЁМ и БАЛКОЙ. И "молнии" так и будут продолжать "долбить".
На 2.4 ГГц помехи от очень мелких искр в подшипниках - не оказывают заметного влияния. Тем более, чем больше количество искровых промежутков и чем меньше в них зазор - тем меньше мощность помехи.

Удорожание конструкции - ну, простите, это несколько рублей, просто смешно - на фоне последствий любого краша.
А уж если делать заземление, то делать как надо. А иначе, получается некая "отмаза"  :D Типа : "а, пронесёт!"
С уважением, Александр Сергиенко  - Пилот Клуба HELI-SPB

Оффлайн vitkor

  • Старейшина клуба
  • Сообщений: 2526
    • Виктор
    • Козаченко
    • Радиоуправляемые вертолеты в Новосибирске
  • Город: Новосибирск
« Ответ #27 : 22 Март, 2009, 18:46:09 pm »
Полная фигня! :D
Заряд не накапливается между ремнем и балкой, он там генерируется, а потом растекается по остальным частями вертолета. Откуда молнии? Алекс, поясните! Чтобы была молния, нужна огромная разность потенциалов.  Сегодня попробовал индикаторную отвертку поднести – нифига она не загорелась. Видимо надо было сильнее крутить, а сильнее раскрутишь - подходить страшно. Попробовал Лого покрутить – не получается как в ролике. Нету статики. Не горит отвертка.
Есть такое понятие, "необходимо и достаточно". Все остальное это будет только лишнее.
Вертолет, на котором сделан материал, был сбит статикой 2-3 раза. Я тоже думал, что что-то не в порядке с приемником, с контроллером, помеха и т.д. А теперь, летает, он на 40 МГц, и по сей день! Как только проделал все манипуляции – проблема исчезла и более не возвращалась. Тоже в свое время читал, как народ городит заземление на валы, на основной ротор. По мне, это ни к чему.  Практика критерий истины – раз работает, значит этого достаточно. Также, не стоит сравнивать затраты на что либо со стоимостью краша. Эдак, вообще до маразма можно дойти! Краш – это форс мажор. А временные затраты на сооружение заземления по Вашему методу будут не соизмеримо больше. И это не считая материалов. Время тоже много стоит. Я лучше в это время полетаю. В указанном Вами способом, заземлять через подшипник НЕЛЬЗЯ! Так как общепринятое понятие, что подшипник обладает большим сопротивлением, так как при работе образуется масляная пленка, а масло плохой проводник. Результат будет не предсказуем. Придется городить токосъемник на валы. Это более правильно. Но на 40МГц могут быть помехи. Так как безискровой способ скорее всего будет не применим. Впрочем, помехи будут и на 2,4 ГГц – просто они будут менее заметны до поры до времени.
Алекс, надеюсь у Вас все заземлено правильным способом?  :)

Алекс, я делал все это не для отмазы! У меня была проблема, и я, ее решил. И всем рекомендую сделать тоже самое. Можно городить и огород, но это только в том случае, если простые методы не помогут. Но скорее всего городить не потребуется.

« Последнее редактирование: 22 Март, 2009, 18:51:58 pm от vitkor »
Виктор. Вертолетный дневник - http://www.heli-spb.ru/forumheli/index.php?board=139.0

Оффлайн SERGA

  • Сообщений: 829
    • Сергей
    • Ильинский
  • Город: Санкт-Петербург
« Ответ #28 : 22 Март, 2009, 19:01:31 pm »
Индикатором щупать статику, это грубо. Ее на язык надо пробовать.

Оффлайн AlexSr

  • Старейшина клуба
  • Сообщений: 4792
  • Покурим и ... Полетели?
    • Александр
    • Сергиенко
  • Город: Санкт-Петербург
« Ответ #29 : 22 Март, 2009, 19:23:08 pm »
To: vitkor

Давайте так. Вы и я - имеем разные мнения на этот предмет.
Я заземлял, так как написал я, и это решило мои проблемы. Вы сделали по своему. Отлично!

Однако, кто дал Вам право, употреблять такого рода выражения, в отношении моего мнения на это?
Я где то Вас оскорбил, унизил или оболгал?

Видимо, когда аргументов по сути вопроса нет, тогда в ход идут уже аргументы из разряда "а ты кто такой?"
Этот форум, отличается от прочих, прежде всего уважением друг к другу его участников. Это одно из основных правил тут.
Высказывайте своё мнение, но только в "рамках приличия", и не столь категорично.
С уважением, Александр Сергиенко  - Пилот Клуба HELI-SPB