Пока только для 450-го.
Организация заземления на модели вертолета.
Первая часть статьи опубликована по ссылке:
http://www.heli-spb.ru/forumheli/index.php?topic=1847.0Начну, как обычно издалека. А именно, со схемы соединения бортовой электроники.
Старался как мог, но художник из меня от слова худо. Но принцип, думаю понятен.
Красная линия – это плюсовая шина питания, а синяя – минусовая шина питания. Именно она нас и интересует. На рисунке схема в двух вариациях: с питанием от отдельной бортовой батареи, и с питанием через преобразователь (BEC) от силовой батареи.
Как видно из рисунка, минусовая шина (далее просто минус) общая для всех устройств.
Здесь нужно обратить внимание на то, что спектр оборудования, применяемый на вертолетах, очень большой и возможно бывают устройства и с гальванически развязанным минусом. Как это проверить, я постараюсь объяснить далее. Из всех устройств непосредственной связи с минусом не имеет только мотор. При организации заземления в нашу задачу будет входить следующее (необходимо и достаточно):
1. Соединить с минусом хвостовую балку, мотор или мотораму, раму вертолета (если карбон, и только по желанию);
2. По возможности не сильно увеличить вес вертолета;
3. Не сильно испортить внешний вид.
В общем, не так уж и много требований. Что потребуется из материалов:
Провод, медный, многожильный, в изоляции. Желательно подходящий по цвету. В зависимости от размера вертолета может понадобиться от одного до двух метров. Я брал провод от антенны старого 40МГц приемника;
Клеммы. Примерно такого вида как на картинке. Лучше плоские под пайку;
Разъем который вставляется в приемник, минимум 1-2 шт.;
2-3 см термоусадочной трубки. С диаметром предлагаю определиться самим;
Если свободных каналов на приемнике нет, то возможно понадобиться У-кабель.
Картинки цинично дрались из Интернета. Вроде все. Можно приступать к делу.
Самые «злостные» заземляльщики, рекомендуют присоединять заземление к балке в 3-х местах:
В самом конце, как можно ближе к хвостовому редуктору;
В середине, например, там, где крепление подкосов;
У основания – там, где балка вставляется в раму.
Убежден, что если исходить из принципа разумности и достатчоности, то будет достаточно присоединить провод заземления в месте крепления подкосов, и если это необходимо, то и у основания балки. Либо в конце, и у основания. Три точки – это уже лишнее. Я сделал 2 варианта. На ДВС вертолете в 2-х местах, на электро вообще в одном, там, где крепятся подкосы. Но если есть желание можно перестраховаться. Почему именно там, где крепятся подкосы? Это самое удобное место для крепления, плюс ко всему, крепление подкосов у многих вертолетов расположено не в середине балки, а ближе к концу, т.е к хвостовому редуктору. А это, как уже известно самое «статическое» место. В моем случае вертолет не типовой, и заземлять будем не на крепление подкосов, а на крепление хвостового оперения. Пусть некоторые фото Вас не смущают, смысла они не меняют.
Пошаговая инструкция для 450-го вертолета.
1. Желательно, проверить тестером, что минус регулятора «сквозной», т.е минус силовой батареи соединен с минусом разъема «газ». Для этого включаем тестер на проверку сопротивления, и одним щупом подключаемся на минус силового разъема, а вторым щупом на минусовой провод разъема газа. В идеале должно быть «короткое» - очень маленькое сопротивление. Если Вы летаете с внешним BEC, то такую же проверку желательно устроить и ему. Впрочем, данный пункт можно и пропустить. Обычно у BEC такой же сквозной минус как и у других устройств.
2. Зачищаем балку в районе хомута крепления подкосов до металла. Это можно делать надфилем, бормашиной, наждачной шкуркой. Главное быть очень осторожным, так как стенки балки имеют очень маленькую толщину, и можно зачистить до дыр. Чем лучше зачистим, тем лучше будет контакт.
3. Отмеряем примерно длину провода, с учетом того, как будем его проводить.
4. Замеряем проводом балку по окружности.
И зачищаем изоляцию.
5. Облуживаем зачищенный конец провода. Если не облудить, то контакт медь алюминий со временем станет плохой, и толку от нашего заземления будет ноль.
6. Надежно закрепляем провод по окружности балки, и прижимаем сверху хомутом крепления подкосов. Если есть желание и возможность, то можно провод припаять к балке. Закрепляем подкосы.
7. Протягиваем провод до приемника. Сделав небольшой, 3-5 см, запас обрезаем лишнее.
8. Устанавливаем на провод разъем для приемника, так, чтобы наш провод совпадал с минусовой ножкой на приемнике. И вставляем фишку разъема в свободный канал приемника. Все! Балку мы заземлили.
9. Теперь мотор. Берем нашу клемму. Облуживаем ее.
10. Отмеряем провод, с учетом расстояния для его прокладки.
11. Припаиваем нашу клемму к проводу, с другого конца надеваем термоусадку, и усаживаем ее.
12. Клемму крепим к одному из болтов крепления мотора. Или к мотораме, если она металлическая.
13. Протягиваем провод до приемника. Оконечиваем разъемом как в п.8, втыкаем в свободный канал приемника. Если свободных каналов нет, то придется воспользоваться разветвителем (Y-кабель).
14. Далее уже вариации на тему. Если есть желание, то можно заземлить и карбоновую раму, только не забыть заземлить обе половинки. Делается все примерно также. Берется клемма, облуживается, к ней припаивается провод. Этот провод соединяем с минусом приемника.
Сопротивление самой рамы порядка 10-20 Ом. На фото можно рассмотреть.
15. По окончании работ, желательно сделать финальную проверку тестером. Минус силового разъема контроллера, должен прозваниваться на «короткое» с местом заземления балки и мотора.
Как Вы обратили внимание, у меня, все провода заземления получились заведены на минус приемника. Ничего тайного в этом нет, просто так мне было удобнее. Возможно, что это и не совсем правильно с точки зрения теории, но это мне помогло. Да и не очень хочется землить все на минус силовой батареи. Хотя в принципе, если Вам так будет удобнее – можно.
Примечание 1. Если до того, как Вы сделали заземление на своем вертолете, у Вас не было крашей по необъяснимым причинам, то не стоит ожидать каких либо улучшений в работе вертолета. Скорее всего, у Вас и так все было нормально, либо просто Вам везло. Если в процессе Вы испортили что либо, я ответственности не несу. Также, я не несу ответственности за то, что Вы все сделали правильно, а барабашка от Вас не ушел. Вероятно, необъяснимые краши происходили у Вас по иным причинам, нежели статическое электричество.
Примечание 2. Сори, что нет фоток заземления мотора. С фотиком туда не подлезть. Надеюсь словесное описание понятно. На своем вертолете, Kyosho Caliber 450, карбоновую раму я не заземлял. Оказалось необходимым и достаточным сделать заземление вышеуказанным способом, и барабашка перестал меня донимать. Теперь летаю в морозную погоду, столько, сколько смогу, и не жду когда же это произойдет снова.