Как мне кажется в теории Милла много косяков. В том числе его видение сущности демпферов. Основное назначение любых демпферов – механическое сглаживание колебаний. И все что хорошо для механики, вредно для аэродинамики, и наоборот. Почти все рекомендуют на сервы циклика не ставить резинки, для резкости и четкости команды. Но зато от вибрации передающейся на сервы изнашиваются графитовые дорожки потенциометров, редуктора, трескается пайка и провода. Демпферы в хабе сглаживают осевые (вдоль оси вращения ) биения лопастей ну и по ходу маховые аэродинамически вредные колебания за один оборот и автоколебания. Демпферы не могут улучшить аэродинамику, так как воздух сам по себе обладает пружинящими свойствами (например пневмоцилиндры - амортизаторы).
Так как разница в миллиграмм веса лопастей при вращении увеличивает дисбаланс в килограммы. А мы очень любим свои Тойоты и Лексусы и балансируем колеса с точностью до 1 грамма , и это при оборотах колеса всего до 1200 об/мин. И стальной полуоси не 8-12 мм а гораздо толще.
И К.Милл тоже это подтверждает только по другому. (спасибо Илье Воробьеву за перевод)
«Центробежная сила на удивление высока: для обычной пары лопастей 30-го размера весом примерно 100 грамм и оборотах ротора 1700 об/м центробежная сила стремится оторвать лопасть от головки ротора с усилием 100 кгс, подвергая головку значительным нагрузкам»
Для того, что бы посмотреть на работу демпферов, можно разобрать хаб и посмотреть на их место посадки . Можно увидеть , что выработка от бронзовой шайбы односторонняя и направлена вбок полумесяцем, в сторону торможения лопасти, на пол пятого, на три часа и на один час и как то странно под углом , а не вертикально на 12 и на 6 часов. Если бы лопасть «махала» вверх вниз , то выработка была бы в вертикальной плоскости и симметрично изношена вверху и внизу. Так как гасить колебание от торможения лопасти нам незачем, лопасть подвешена на вертикальный шарнир и просто качается при торможении и разгоне . Тормозят лопасти относительно хаба в момент переключения режимов и на резких маневрах. Это очень хорошо видно по сервооси, (у кого сервоось) она загнута после полетов вперед навстречу движения ротора. Возможно демпферы снимают часть ударной нагрузки с пластмассовых зубьев основной шестерни. У кого как, а у меня как то пару раз резались зубья в полете именно после частых переключений режимов. Кроме того, на демпфере по центру вмятина характеризующая действие продольной осевой силы. И эта сила вызвана самоцентрированием ротора на оси вращения.
На некоторых вертолетах в качестве демпферов стоят тонкие колечки, а в DFS голове вообще пластик (возможно полиуретан) стоит. Ротор при раскрутке центрируется , выбирая все слабины, не разрушая вертолет. Если нужно сминает демпферы. Демпферы, предлагаемые для продажи и комплектуемые в вертолетах изготовлены из очень говеного и быстро изнашиваемого силикона. Силикон, который идет в сантехнические краны очень высокого качества и более износоустойчив, поэтому его и использую. Если вначале менял резинки через месяц полетов а то и раньше, то теперь они у меня держатся 2й год. Изготовить их пара пустяков, надеть силиконовую прокладку на сверло электродрели и обточить.
Ну и , если кто ни будь читающий это, обьяснит всем, что такое демпфер 70 градусов, или демпфер 80 градусов. И какими попугаями (ареометром, секстантом, градусником, транспортиром, вертолетным угломером) эти градусы мерять. Заранее спасибо. А наука заканчивается там, где заканчиваются измерения.
Однажды на форуме, один умный человек сказал, только я это пропустил, так как не понял фразы « Демпферы нужны только для взлета и посадки».
И вот совершенно неожиданно, стал сторонником этой версии. Почему на больших вертолетах нет демпферов, а на маленьких моделях есть. Фактически я произвел замену штатных демпферов не понимая сущности явления , и назначения демпферов, ошибочно полагая, что они ни на что не влияют. А они очень сильно влияют именно на взлет и приземление. Корпус большого вертолета очень тяжел и его трудно раскачать на взлете если ротор слегка не отбалансирован. К тому же лопасти на больших вертолетах проверяются и балансируются на электронных стендах и очень точны. На маленьком вертолетике, тушка очень легкая, и при наборе оборотов будет плясать «Гамгномстайл» если демферы жесткие, до тех пор, пока межосевой вал не займет правильную позицию и лопасти отцентрируются. Для этих целей, производители вертолетов рекомендуют смазывать маслом межосевой вал между демпферами. Я с самого начала никогда туго до упора не затягивал винты крепления цапф лопастей. Поэтому даже жесткие самодельные демпферы не вызывали тряски на взлете. И когда я начал экспериментировать, что бы проверить эту версию, оказалось что мягкие демпферы полностью гасят дисбаланс на взлете, и вертолет взлетает ровно без подтанцовываний. А на жестких самодельных демпферах при затяжке до упора начинается дискотека. Это явление присуще даже небольшим 2хместным вертолетам. Это все очень легко проверяется, практически. Так как других новостей по демпферам (ну кроме К.Милла) я не нашел, поэтому эта версия мне ближе.