Долго думал, в какой раздел поместить. Если не туда, то прошу прощения.
Заземляемся!
Да, да! Именно заземляемся, а не приземляемся. В данном длинном опусе речь пойдет о вертолетах и заземлении. В нашем случае заземление есть не что иное, как соединение потенциально опасных в плане статического электричества частей вертолета между собой и минусом приемника или регулятора. Тем самым мы выравниваем потенциалы и тока вроде как не будет.
Кому больше нравится правильные определения то вот:
«Одна из функций заземления суть есть уменьшение до безопасного значения разности потенциалов между заземляемым проводящим предметом и другими проводящими предметами, имеющими естественное заземление.»
Цинично выдрано из педивикии!
Неоднократно на форумах встречал сообщения, что приемник внезапно уходит в «фаилсейв», вертолет ведет себя неконтролируемо, и вообще, завелся Барабашка.
Некоторые пилоты проверяют все соединения, меняют батареи питания бортовой электроники, меняют приемники, но, увы и ах, данные меры помогают не всегда.
В местности, где вы летаете, статическое электричество может себя ни коим образом и не проявить. Но это не значит, что его нет. Например, летом, когда влаги в воздухе больше, вероятность словить «фаилсейв», гораздо ниже, чем зимой, когда воздух очень сухой, и статика скапливается гораздо лучше.
Не миновала и меня чаша сия:
http://forum.rcdesign.ru/blogs/32384/blog4574.html?referrerid=32384http://forum.rcdesign.ru/blogs/32384/blog5390.html?referrerid=32384 Во втором случае, как потом выяснилось, контроллер сгорел от статики. Так мне сообщила служба саппорта Кастл, после того, как получили контроллер. Случай признан не гарантийным. Балка была заземлена, а вот мотораму с мотором заземлить поленился. Летал осенью, температура была ниже нуля. Так что, не следует пренебрегать заземлением. Лучше потратить 50-100 руб. на заземление, чем 50 и более долларов на ремонт вертолета.
Вертолет, как технически сложная машина, имеет множество трущихся частей. Эти части не всегда подобраны правильно, и иногда имеем классическую электрофорную машину в чистом виде. Так, например, обстоят дела с алюминиевой хвостовой балкой, и движущимся внутри нее ремнем. Некоторые части, о которых мы и не подозреваем, имеют свойство накапливать статический заряд. Например, электромотор. Вращаясь с бешенной скоростью он прогоняет через себя воздух для охлаждения, в воздухе имеется некоторое количество частиц пыли и прочей требухи. Вот они, вместе с молекулами воздуха за счет незначительно трения и создают статический потенциал! А ведь двигатель соединен с сердцем вертолета – контроллером управления мотора! Опасно, однако! В принципе, и ротор вертолета имеет способность накапливать статику, но он, как правило, хорошо изолирован от всей остальной электроники. Так как серьезного исследования на тему статики на RC вертолетах, найти мне не удалось, то попробую в меру своего понимания, простыми словами объяснить, что же получается.
Ремень, двигаясь, внутри хвостовой балки, колеблясь, трется о нее. А из школы многие помнят опыт с эбонитовой палочкой и куском шерсти. Когда, потерев палочку о шерсть, мы можем притянуть ей кусочки бумаги. Примерно тоже самое происходит и в паре балка-ремень. Но в связи с тем, что интенсивность трения намного выше, то выше соответственно потенциал. Этот потенциал накапливается, и когда достигается некая критическая разность потенциалов (в другой части вертолета заряд не накапливается), происходит разряд – маленькая молния. И вот эта колоссальная помеха попадает, например, через сервомашинку на балке во все электронные части вертолета, со всеми вытекающими последствиями. Современные процессоры (они установлены практически во всех электронных устройствах вертолета) очень боятся статики, хоть производители и борются с этим, но помогает это далеко не всегда. Вот вам и «фаилсейв»!
А бороться с этим нехорошим явлением очень просто. Достаточно выровнять потенциал, а при равном потенциале, тока и микро молнии не будет. Для этого достаточно соединить хвостовую балку, мотор, а также другие потенциально опасные части с минусом приемника или батареи. Тогда, заряд как бы растечется по всем этим частям, и потенциал будет равным. Данный принцип справедлив как для электро вертолетов, так и для ДВС, как для вертолетов с валом в приводе хвостового ротора, так и с ремнем. Отсутствие статики в вертолетах с валом в приводе хвоста, считаю общепринятым заблуждением. Статика никуда не делась, просто вероятность того, что потенциал достигнет того критического уровня, при котором будет большой БУМ гораздо ниже. Помним, что у нас есть еще и бешено вращающийся мотор!
Ролик-пример статического электричества на вертолетах:
Статейка получилась достаточно большая. Дабы не утомлять читателя своим графоманством, как и что сделать, вместе с фото будет во второй части статьи.
Также, оставляю за собой право, опубликовать через неделю-две этот материал в своем блоге. В остальном никакого копилефта нет.
P.S Я не Бог, и могу ошибаться, и заблуждаться, так что конструктивная критика приветствуется.