спасибо Саше за перевод полезных советов Алвина Чаи:
SK540/SK720 - советы по настройке
Перевод: Александр Пелипенко (Datos), Киев
Источник:
http://www.helifreak.com/showthread.php?t=478561Это полное руководство/советы по настройке SK540/SK720 от Алвина Чаи. Если вы собираетесь использовать данный материал в своих публикациях – просьба указывать автора.
SK540/SK720 обзор базовых настроек:
Липкая основа для установки на модель:
- Для хорошей работы SK540 необходимо использовать жесткий двухсторонний скотч даже на нитро моделях. Я знаю, что раньше SK540 шел в комплекте с черным вспененным скотчем, который неплохо справлялся, но не более. Мне нравится использовать 3М скотч ”для внешнего крепления”. Все SK540, на данный момент, поставляются с тонким белым скотчем, который очень хорошо справляется с задачей.
Закладка “Swashplate”
- Я всегда устанавливаю циклические шаги около 10 градусов на всех своих моделях. Некоторые пилоты ставят шаги в районе 8-9 градусов, объясняя это более подходящим для них поведением модели, однако, я бы сказал, что 10 градусов это самое подходящее значение.
- Иногда противоположные циклические шаги (левый/правый элероны или передний/задний элеваторы) могут не совпадать по значению. Но это совершенно не важно; главное чтобы минимальное из значений было не менее 10 градусов.
Закладка “Swash Servos”
- Оттриммируйте на закладке каждую серво-машинку таким образом, чтобы тарелка перекоса стояла ровно, а стик газа/коллективного шага был в нулевой позиции.
- Проверьте, чтобы тарелка перекоса стояла ровно в положениях минимального и максимального коллективного шага. Если какая-либо из серво-машинок имеет больший или меньший ход по отношению к остальным - измените значения Travel (+ или -) для этой серво-машинки и, после этого, убедитесь, что тарелка перекоса остается ровной при минимальном и максимальном значениях коллективного шага.
- После этого, в пункте “Swash Mixing” установите желаемое значение для коллективного шага. Если значения ассимметричны в точках максимального положительного и отрицательного шага – измените значения “Travel (%)” для всех серво-машинок на одинаковое значение (в этом случае тарелка перекоса останется ровной).
- Не волнуйтесь, если результирующие значения “Travel (%)” идут вразброс. Это совершенно нормально; главное чтобы тарелка перекоса оставалась ровной во всех точках. Однако, постарайтесь не перенапрягать серво-машинку, задавая слишком большие значения “Travel (%)”. Я устанавливаю свои – не более 130%.
- Если вы превышаете эти значения и все еще не получаете желаемых коллективного или циклического шагов – вам необходимо увеличить расстояние от центров серво-машинок до линков на тарелку перекоса.
Закладка “Cyclic”
- “Control Rates” – это скорость выполнения переворотов по элерону или элеватору. Чем выше эти значения, тем больше скорость переворотов. Оцените скорость переворотов в полете, а потом изменяйте значения в нужную вам сторону.
- “Bell Gains” – это скорость реакции модели на движения стиками. Чем выше значение, тем быстрее модель будет реагировать. Слишком высокое значение этого пункта может вызвать отскоки при остановках, после выполнения действий.
- “Self-tune Bell Gain” (самонастройка) – эта галочка является хорошим стартом для настройки параметра “Bell Gain”. Самонастройка положительно срабатывает у большинства пилотов. Поставьте галочку, сделайте 2-3 вылета в вашем обычном стиле полетов и SK540 подстроит значение пункта “Bell Gain”. После этого, галочку можно снять.
(Примечание переводчика: инструкция по SK720 гласит, что для того чтобы этот параметр был нормально сохранен в систему, после каждого пробного полета с галочкой, следует посадить модель и подождать секунд 5 не трогая модель после остановки ротора пока модуль запишет новые значения).
- По-моему, по инструкции следует установить расходы таким образом, чтобы получить порядка 85% “Bell Gain”. Это хорошая отправная точка, но я объясню позже как лучше настроить этот параметр.
- “Hiller Gain” – это как гейн HH (heading hold) для гироскопа хвоста, но только в отношении поведения всей модели. Чем выше значение, тем более монолитным становится модель. Однако, слишком высокое значение приведет к возникновению резкой встряски в висении и 3Д полетах. Я всегда оставляю значение по умолчанию 50. При этом, значение “общего гейна” в районе 50-60%. Это значение можно менять с пульта или использовать галочку “Lock Cyclic Gain”.
- Для небольших моделей вертолетов (до 500-го размера), я выставляю значение “hiller gain” 30-40%. Большие значения приведут к встряске модели при агрессивных полетах.
- “Damping Gain” – опытным путем выяснено, что данным параметр должен быть в районе 18, 16 для большинства моделей. Если вы заметили отскоки в поведении модели при остановках после переворотов – попробуйте уменьшить значение. Этот параметр имеет пропорциональную зависимость к параметру “hiller gain”, т.е., увеличивая “hiller gain” значение “damping gain” тоже увеличится.
(Примечание переводчика: по-моему, после авто-увеличения по отношению к “hiller gain”, параметр “damping gain” можно уменьшить, что не повлечет за собой уменьшение в параметре “hiller gain”).
- “Tail Drag Comp” – этот параметр отвечает за удержание ровного положение модели при работе коллективным шагом. Даже больше относится к элеватору, чем к элеронам. Из-за того, что модели имеют большой, тяжелый нос и длинный, легкий хвост – могут возникать «клевки» при работе коллективным шагом. К примеру, если вы дали полный положительный коллективный шаг и если данный параметр не выставлен - хвост модели будет «плестись» за ее носом. И наоборот.
Проверьте поведение модели по этому параметру в полете. Если при питч-пампах вы наблюдаете “клевки” - настройте данный параметр так, чтобы модель оставалась ровной.
- “Hiller Decay” – чем ниже значение этого параметра, тем больше HH (удержания) применяется к тарелке перекоса, помогая модели оставаться стабильной при сильном ветре. Работает следующим образом: если выставить значение “0” – тарелка перекоса будет удерживать последнюю заданную позицию, пока вы не зададите новую. В максимуме “200” – тарелка перекоса всегда будет медленно стремиться выровняться.
- Слишком низкое значение “Hiller Decay” может вызвать раскачку модели во время акробатических полетов. Мне нравится бОльшие значения этого параметра, так как модель становится более плавной при маневрах. Для моделей классов 600-700, мне нравятся значения около 150-165%. Для небольших моделей – 185-200%.
- “Cyclic Accel” – ускорение по элерону и элеватору. Не влияет на чувствительность или диапазон циклического шага. Представьте, что “Control Rate” это максимальная скорость автомобиля, а “Cyclic Acceleration” это насколько быстро автомобиль достигнет максимальной скорости. Т.е., чем выше значение “Cyclic Accel”, тем быстрее двигаются серво-машинки при циклическом шаге.
Закладка ”Tail”
- “Control Rates” – указывают как быстро вращаться хвосту. Чем выше значение, тем быстрее будет пируэт.
- “Rate Gain” – гейн, отвечающий за стабильность хвоста. Без этого параметра хвост сойдет с ума.
- “Hold Gain” – насколько монументально хвост будет удерживаться на месте. Как “Hiller Gain” для переворотов.
- Я почти никогда не трогаю значений “Rate and Hold gain” так как значения по умолчанию вполне подходят для всех моих моделей.
- “Collec Mix” – помогает хвосту удерживаться на месте при работе коллективным шагом (предкомпенсация на коллективный шаг). Большинство современных вертолетов оснащаются мощными моторами, которые, в моменты нагрузок, могут вызывать смещение хвоста. Выставьте данное значение так, чтобы хвост при питч-пампах всегда оставался неподвижным по отношению к положению модели.
- “Start Accel” – насколько быстро/резко хвост начинает двигаться, когда вы двигаете стиком руддера. Если хвост слишком медленный на старте, увеличьте данное значение.
- “Stop Accel” – насколько быстро/резко хвост остановиться после бросания стика руддера. Если хвост отскакивает при остановках – значение надо уменьшить.
Первый полет
- Убедитесь, что все направления движения тарелки за стиками происходят в правильную сторону. Проверьте, чтобы гироскоп хвоста компенсировал поворот в правильную сторону.
- В хорошую, безветренную погоду, установите параметр “Hiller Decay” равным 200% и попробуйте повисеть на месте.
- Если модель уплывает в сторону, укоротите по длине противоположный линк к тарелке перекоса от серво-машинки; или удлините линк на стороне, в которую смещается модель. Делайте один полный поворот наконечника линка за один раз.
- Не волнуйтесь, если тарелка перекоса стоит немного под углом после этих манипуляций. Однако, если угол станет слишком велик – надо проверить и перенастроить всю механику вертолета.
- Если модель висит стабильно – начинайте настраивать параметр “Hiller Decay” под себя.
Настройки топов -
http://www.skookumrobotics.com/pilots/Перевод: Александр Пелипенко (Datos), Киев