Захотелось за зиму немного доработать мелкие недочеты.
Перво наперво была передвинута задняя серва циклика по ближе к тарелке, то есть выпилена новая левая боковинка из стеклопластика. В результате крайние точки стали дотягивать, а в середине хода тарелки образовалась небольшая « волна» по наклону. Ну думаю это не критично, так как система ФБЛ исправит этот косяк. Вообще очень понравилось, как эту проблему решили на Гоблине 500. Возможно в перспективе попробую реализовать похожее.
Второе стояло в очереди переделка шасси. Эксплуатация наклонного шасси показала, что это не удобно, во первых настраивать ФБЛ на косом вертолете не возможно, и во вторых постоянно держали в тонусе взлеты и посадки, но даже и это не уберегло чирканий лопастями земли. Третье это эстетическое неудовлетворение от внешнего вида и вибраций видимых при приближении вертолета . Посему было изготовлено новое шасси из 3 мм текстолита и закреплено на М3 шпильки гайками с капроновыми вставками через клинышки из текстолита. Шасси выровнял почти в горизонт, приподнял, и расширил базу.
Ну так это ж стало просто чудо. Результатом был доволен, поехал дальше.
Батареи за время более 100 полетов во многом изменили свои свойства, но еще можно на них летать, обороты на хвосте немного упали, но уже этого стало не хватать. Поэтому поставил лопатки 75 мм и решил разгрузить силовую, перейти с ремня на кардан. Купил пластиковые лопатки 2х 3.5 граммовые и элайновский фирменный кардан. С ремнем летает тихо прияно, и после незначительных деформаций, хвостовую балку можно выровнять об коленку и полететь дальше. Насчет падения оборотов точно не уверен, но скорее всего на старых аккумуляторах на ремне обороты падают ощутимо а на кардане не очень. Во время испытания на земле с новым карданом и новыми лопатками на оборотах после 2900 основного ротора начиналась вибрация хвоста. На всякий случай поставил на кардан еще и третий подшипник. Один в центре, как обычно и 2 по краям возле шлицов.
И вот счастливый поперся летать. Счастье сразу оборвалось, когда переключился на пилотажный режим. Так как сразу же началась жуткая тряска по тарелке от ФБЛ которая возбудилась от хвостовой балки. Посадил, помеянял лопатки, поставил старые карбоны 70мм уже проверенные. Один хрен, тряска продолжилась, в результате от перегрузки на серве циклика развалилась шестеренка, и пришлось падать с высоты 5-6 метров на лед с выключенным двигателем. Но была и одна приятная неожиданность. Ущерб от падения составил 48 копеек – цена 4 винтиков М2 срезаных на шасси. Затем было еще несколько подлетов со старым Коптеровским гнутым карданом из говняного мягкого алюминия (без проблем кстати и с подшипниками 14 х 6 мм без резиновых обойм , зачем резинки нужны, я так и не понял, летает без вибраций) и опять с новым карданом и опять краш и падение с высоты 3 метра, опять распалась шестеренка на серве . Затем опять краш - оторвало шарик на тарелке перекоса. В общем испытывать в полете вибрацию, довольно опасно и может быть очень дорого.
Изюм в мозгу совсем высох решая эту проблему, уже грешным делом подумал что сглазили на форуме. Захотелось вдруг поставить большие тяжелые подкосы от 600 верта, как уже имевшие место советы и реальные решения проблемы, ну или на худой конец полез в Интернет и узнал способ отжига дюралюмина до состояния говна. Раз Коптеровский кардан летает, значит нужно качественный Элайновский жесткий кардан превратить в мягкий и гнущийся вал. Оставался еще один способ, создать на концах шлицов искусственный люфт. С этой целью, шлицы были заточены на небольшой конус с перепадом 0.2-0.3 мм. И ПОЛЕТЕЛ ! На кардане как обычно 2 подшипника 13х6 мм в резинках, в середине и на конце. Лопатки пластиковые 75мм оказалось не плохо работают на высоких оборотах, и не флаттерят.
Так как сервы были уничтожены, пришлось покупать новые. Турниги 930 имеют 3 основных недостатка. 1й их никогда нет в продаже. 2й у них корпус редуктора хрупкий 3й они медленные причем явно больше чем заявленные 0.14 секунды. Так как никто мне не сказал, что на циклик нельзя ставить хвостовые сервы , пришлость включить то что принято называть мозгом и поразмышлять (хотя я подозреваю, что там уже находится 3х осевой гироскоп ). Как человек прикладывая усилие на рукоятке в 5 отсилы7 килограмм управляет летательным аппаратом весом 500-700 кг. без гидроусилителя. Тот же гироплан , очень близок к вертолету и удерживается одной рукой. Приблизительный расчет , простых физических формул, показал, что запас есть, и нужно срочно ставить хвостовые сервы на циклик.
Несколько полетов показали что вертолет летает, делает успешно подрывы, тик-таки и большие маятники без искажений с размахом 5-10 метров. Причем тик-таки, за счет скорости серв и быстрого переключения шага стали практически вертикальные , и это на старых !! аккумуляторах. На Турнигах верт телепался, как говно в проруби. Но тут, как мне кажется все же могут быть ограничения для деревянных лопастей и длинных рычагов серв порядка 19-21 мм. Но не попробовав, не узнаешь. В идеале вообще не могут перегрузить сервы, лопасти для ФБЛ, так как они сбалансированы по весу вдоль оси вращения межлопастного вала.
Затем полеты резко прекратились, увлекся нагружая сервы в поисках слабых мест, перетик-тачил, выдавило подшипник на тарелке, по слетали тяги, и опять рухнул. Ущерб опять стал 48 копеек . В общем взялся за тарелку и усилил крепление подшипника снизу винтами М2. А заодно и усилил ступицу для крепления основной шестерни. Постоянно при падениях сползала обгонная муфта в ступице. Представляю какой геморрой, это доставляет, тем, кто летает на косых шестернях ПРОшках. Поэтому было изготовлено из обычной водопроводной трубы пол дюйма обжимное кольцо на ступицу, подставка под ступицу и наставка по которой нужно бить, что бы посадить кольцо.
Кольцо было разогрето до красного состояния и успешно забито на ступицу. Что бы не поплавились пластиковые элементы обгонки, вставил теплоотвод - серединку муфты.
Ну если и это не поможет, тогда планирую в кольце просверлить 4 отверстия, нарезать резьбу М3 и обжать обгонку винтами.
Особо нужно рассказать о подкосах, так как если бы эта проблема не была решена, то перейти на кардан я бы не решился. Хлопотное это занятие равнять кардан и шлицы. Самое простое решение, было увеличить длину наконечников и соответственно площадь склеивания алюминиевого наконечника с углепластиковым подкосом. Но так как я до сих пор не научился прочно склеивать алюминий, да еще к тому же и анодированный алюминий , то пришлось прибегнуть к традиционной авиамодельной технологии - нитки и клей. В наконечнике было просверлено дополнительное отверстие 2.5 мм сделано 2 канала шлифмашинкой и пропущены 4 капроновые сапожные нити. Нити были натянуты и примотаны обычными нитками, затем все пропитано жидкой смолой. Результаты испытаний показали что усилие на разрыв более 100 кг. а это вполне достаточно для модели весом менее 2х кг. (нитка сложенная вчетверо и переброшенная через турник выдержала вес взрослого дяди 101 кг.)
Ну что ж приходится иногда повозиться, но это творческий процесс, и доставляет массу удовольствия. …