Наверняка многие сталкивались с расколбасом 6ХВ на взлете или посадке, когда при снижающихся оборотах вертолет начинает достаточно ощутимо потряхивать-раскачивать по всем направлениям. Чаще это случается на посадке, после касания шасси земли. Сам сталкивался с этим явлением всего несколько раз и не придавал особого значения, так как расколбас был достаточно слабый - тряхнуло и затихло. Ну и фик то с ним, на скорость не влияет и все такое...
Но вот недавно... решил попробовать комплект KBDD TWEE, состоящий из лопастей ХР, лопаток и депферов. Лопасти и лопатки проявили себя хорошо, но вот демпфера преподнесли неприятный сюрприз. С этими демпферами расколбас на посадке временами был просто чудовищный. Один раз после посадки вертолет тряхнуло так, что послетали линки в голове...
В очередной раз почесав репу, решил таки выяснить природу этого явления. Отчасти я слышал про термин Mast bumping, связанный с резонансом в жестком роторе (наш случай: когда лопасти связаны общим шпинделем). Вчера по запросу Mast bumping наткнулся на видео: где каллиграфическим американским голосом дядька рассказывает о причинах расколбаса на вертолете UH-1 (том самом знаменитом Хью, на котором Шварценеггер за Хищником летал). У вертолета этого, кстати, лопасти тоже подвешены на общий шпиндель. Из его слов следует, что маст бампинг возникает вследствие избыточных маховых движений лопастями, (особенно на низких оборотах, на высокой скорости или при высокой нагрузке)... Но там махи сопровождаются ударами качалки об основной вал.
Вот сижу, пробую понять, почему же бедный Атом склонен к расколбасу, и особенно с жесткими демпферами. Вроде ударов никаких в голове при этом не происходит. А летать хочется именно на жестких демпферах... Но что-то рассказ про маст бампинг у UH-1 не особо вяжется с тем, что происходит e 6ХВ, поскольку то, о чем видео толкует, возможно только если диск ротора значительно отклоняется от нормальной плоскости вращения, а вертолет при этом остается на месте, т.е. не отклоняется вслед за ротором.
Пока склоняюсь к тому, что расколбас возникает, если рулить вертолетом на низких оборотах, когда на лопасти не действует достаточная центробежная сила и они могут отклоняться на больший угол, или если пробовать рулить когда вертолет уже опирается шасси на землю, когда диск отклоняется, а тушка - нет. Но почему с жесткими демпферами ситуация ухудшается, ведь они должны сопротивляться избыточному отклонению ротора? Может, у кого есть какие мысли по этому поводу?
PS сори, что много букав...