Тема: Расколбас на низких оборотах...  (Прочитано 36238 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.


Оффлайн aarc

  • Старейшина клуба
  • Сообщений: 1225
  • Badass pilot
    • Aarc's helipad
« : 18 Март, 2011, 23:11:52 pm »
Наверняка многие сталкивались с расколбасом 6ХВ на взлете или посадке, когда при снижающихся оборотах вертолет начинает достаточно ощутимо потряхивать-раскачивать по всем направлениям. Чаще это случается на посадке, после касания шасси земли. Сам сталкивался с этим явлением всего несколько раз и не придавал особого значения, так как расколбас был достаточно слабый - тряхнуло и затихло. Ну и фик то с ним, на скорость не влияет и все такое...

Но вот недавно... решил попробовать комплект KBDD TWEE, состоящий из лопастей ХР, лопаток и депферов. Лопасти и лопатки проявили себя хорошо, но вот демпфера преподнесли неприятный сюрприз. С этими демпферами расколбас на посадке временами был просто чудовищный. Один раз после посадки вертолет тряхнуло так, что послетали линки в голове...

В очередной раз почесав репу, решил таки выяснить природу этого явления. Отчасти я слышал про термин Mast bumping, связанный с резонансом в жестком роторе (наш случай: когда лопасти связаны общим шпинделем). Вчера по запросу Mast bumping наткнулся на видео: где каллиграфическим американским голосом дядька рассказывает о причинах расколбаса на вертолете UH-1 (том самом знаменитом Хью, на котором Шварценеггер за Хищником летал). У вертолета этого, кстати, лопасти тоже подвешены на общий шпиндель. Из его слов следует, что маст бампинг возникает вследствие избыточных маховых движений лопастями, (особенно на низких оборотах, на высокой скорости или при высокой нагрузке)... Но там махи сопровождаются ударами качалки об основной вал.

Вот сижу, пробую понять, почему же бедный Атом склонен к расколбасу, и особенно с жесткими демпферами. Вроде ударов никаких в голове при этом не происходит. А летать хочется именно на жестких демпферах... Но что-то рассказ про маст бампинг у UH-1 не особо вяжется с тем, что происходит e 6ХВ, поскольку то, о чем видео толкует, возможно только если диск ротора значительно отклоняется от нормальной плоскости вращения, а вертолет при этом остается на месте, т.е. не отклоняется вслед за ротором.

Пока склоняюсь к тому, что расколбас возникает, если рулить вертолетом на низких оборотах, когда на лопасти не действует достаточная центробежная сила и они могут отклоняться на больший угол, или если пробовать рулить когда вертолет уже опирается шасси на землю, когда диск отклоняется, а тушка - нет. Но почему с жесткими демпферами ситуация ухудшается, ведь они должны сопротивляться избыточному отклонению ротора? Может, у кого есть какие мысли по этому поводу?

PS сори, что много букав...
« Последнее редактирование: 19 Март, 2011, 00:00:33 am от aarc »
Олег. Вертопарк: Trex500, Furion 6

GanGan

  • Гость
« Ответ #1 : 18 Март, 2011, 23:38:04 pm »
У меня тотже глюк на протосе .. никак не изгнать. поменял ВСЁ !!!! всю голову и лопасти .. один фиг.
Минимизировать просто - затягивай сильно лопасти, и при посадке как только начинается расколбас - шаг вниз на максимум - чтобы быстрее остановился ротор... только так спасаюсь ... на 6 атоме этого бага не наблюдаю. Хотя на протосе он выплыл не сразу а гдето месяца через 2.

- смотри на 4.15 по времени - там видно ))

Хелик

  • Гость
« Ответ #2 : 18 Март, 2011, 23:51:47 pm »
UH-1 это совсем иной вариант ротора. В расколбасе вполне возможно есть вина слишком жесткого притягивания акумов к раме можно попробовать через прокладку притянуть.Вибрация на всех вертолётах имеется, её нужно гденить "стряхивать" Монолитная рама тоже не хорошо, как я понимаю на 6ке именно так, вал основной короткий, рама тоже

Оффлайн aarc

  • Старейшина клуба
  • Сообщений: 1225
  • Badass pilot
    • Aarc's helipad
« Ответ #3 : 19 Март, 2011, 07:43:37 am »
Вот еще один вертолетный эффект: Ground resonance.



Четко видно, что расколбас растет по мере падения оборотов. Одно "но" - вертлет на видео имеет ротор с лопастями подвешенными на собственных горизонтальных шарнирах, а у нас на моделях с единым шпинделем.



 
Олег. Вертопарк: Trex500, Furion 6

DD

  • Гость
« Ответ #4 : 19 Март, 2011, 09:31:38 am »
имхо - любой расколбас это резонанс (модель - многорезонансная система).
стандартный метод борьбы с резонансом - увести его частоту за рабочую зону (или снизить амплитуду, но это связано с большим увеличением массы - это не к нам).
т.к. частота резонанса определяется массой резонирующих деталей (больше масса - ниже частота) и жесткостью подвеса (больше жесткость - выше частота), надо-бы определить где и в чем начало этого расколбаса, и потом уже бороться... теоретически так ;)
у меня на 6хв неоднократно была такая же фигня, и тоже именно на переходных режимах раскрутки или остановки ротора (причем линки слетали не раз). зажимал-отпускал лопасти, стягивал хомутами-резинками шасси - то почти пропадало, но потом по новой. так и не нашел :(  что-то там констрЮктивно не так...

Оффлайн AlexSr

  • Старейшина клуба
  • Сообщений: 4792
  • Покурим и ... Полетели?
    • Александр
    • Сергиенко
  • Город: Санкт-Петербург
« Ответ #5 : 19 Март, 2011, 13:55:56 pm »
Начать надо с шасси. Заменить на не стандартные. На настоящих вертах демпфирующие свойство шасси - один из основных моментов борьбы с земным резонансом. :-\
С уважением, Александр Сергиенко  - Пилот Клуба HELI-SPB


Оффлайн Solo

  • Сообщений: 746
    • Константин
    • Солоденко
  • Город: Одесса - Винница
« Ответ #7 : 19 Март, 2011, 15:49:10 pm »
Один раз после посадки вертолет тряхнуло так, что послетали линки в голове...

В прошлом сезоне очень "плотно" летал именно на атоме 6ХВ (более 300 вылетов).
Подобный случай (слетевшие линки ...), был всего раз ... когда после авторотации, уже на земле (на потухшем роторе) резко опустил ручку вниз ...

После этого, в нормале уменьшил отрицательные углы, до -3 .... сажусь с максимальными оборотами ( в разумных пределах) и плавно опускаю ручку ...
Вроде не повторялось ...

Тонкие резиночки на фторопластовых демпферах Атома ... действительно очень мягкие ... межлопастная ось практически "болтается" ...
Я так понимаю в этом секрет его феноменальной "вращаемости"  и "мягкости"  одновременно ....

GanGan

  • Гость
« Ответ #8 : 19 Март, 2011, 17:17:02 pm »
ВОТ !!!!!
Именно сегодня при многочисленной публике это и произошло.
Сел, вырубил двигло, верт начало подколбашивать - и растрясло так что линк слетел тот что на цапфу крепится .. лопасть "хлопнула" Ничего не сломал, но осадок остался.
Буду менять линки и ковырять причины этого расколбаса.
Самое интересное что вчера когда я у школы хвост донастраивал ничего этого небыло.

nik1

  • Гость
« Ответ #9 : 19 Март, 2011, 17:57:25 pm »
Парни, а если спросить у производителя про этот расколбас?

GanGan

  • Гость
« Ответ #10 : 19 Март, 2011, 18:55:12 pm »
Еслибы я сносно знал английский, и знал как ему написать .. ябы высказал всё что я думаю об этом сыром ГО***.

nik1

  • Гость
« Ответ #11 : 19 Март, 2011, 19:04:15 pm »
Олег то может изъясняться,  на  англицком. Атамоводы наверняка тоже по англицки шпрехают.

Оффлайн aarc

  • Старейшина клуба
  • Сообщений: 1225
  • Badass pilot
    • Aarc's helipad
« Ответ #12 : 19 Март, 2011, 19:47:20 pm »
Я бы не сказал, что 6ХВ сырой. Он сделан немного топорно, но это не мешает ему хорошо летать. Кстати, у Компаса очень даже вменяемая команда сидит на Хелифрике. Поспрашиваю у них.

Предлагаю эту тему пока не гасить, поскольку кроме конкретно глюка у 6ХВ, интересно в целом разобраться в причинах явления и способах борьбы с ним...
Олег. Вертопарк: Trex500, Furion 6

GanGan

  • Гость
« Ответ #13 : 19 Март, 2011, 19:51:14 pm »
Блин .. про полёт никаких нареканий )) отлично летает.. шустрый, лёгкий, стабильный ... но хотелосьбы не ломать линки при посадке ))
Вчера этого глюка небыло. Я отлетал 2 акка у школы, сложил лопасти и ничего не меняя поехал на дыбенко )) на 1 полёте сёгодня всё было идеально, никаких вибраций. А вот на 2 полёте у меня после приземления случилась эта кака ))
А причины ... может демферы притёрлись и люфт появился ...

Кстати в комплекте к верту идут 2 шайбы тонких, они какраз для основного вала .. как я понял убрать люфт если что. Так вот - если с шайбами пробовать - то цапфы еле крутятся - тоесть пережимает конкретно - этот метод решения проблемы отпадает (

GanGan

  • Гость
« Ответ #14 : 19 Март, 2011, 20:26:11 pm »
Нашёл как убрать люфт на цапфах о\р. Для этого идеально подходят тоооооонеькие шайбочки(очень тонкие) от вала с протоса(тот что с отбортовкой - там 4 штуки для убирания люфта). Собрал голову - люфтов нету ))

p.s. Демфера от протоса не лезут на 6 атом )) натянуть на шайбу их получается, а вот воткнуть потом шайбу в хаб - нет .. а жаль .. хорошие жёсткие демфера ))
« Последнее редактирование: 19 Март, 2011, 20:33:50 pm от GanGan »