Тема: Авторотация. Все что мы хотели знать, но стеснялись спросить :)  (Прочитано 6654 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.


Оффлайн ilyxa

  • Старейшина клуба
  • Сообщений: 4645
  • Foto & RC Hobby
  • Город: Rostov-na-Donu
« Ответ #15 : 20 Октябрь, 2010, 15:02:55 pm »
Вот! Отлично! Многое стало более понятно!
Но тема не раскрыта полностью :)  ::)
Остался теоретический вопрос с автожиром. Думается (на уровне ощущений), что здесь как-то все очень связано с авторотацией против ветра. И вопрос с оборотами: до каких оборотов может/должен раскрутиться ротор? В % от полетного режима?


автожир пропеллером постоянно толкается вперед, а если посмотреть внимательно на конструкцию - то основной ротор автожира наклонен относительно земли где-то на -7 - -10 градусов, что и создает набегающий поток воздуха при поступательном движении (вперед) (что, в целом, равнозначно использованию ветра при авторотации на вертолете)...

Оффлайн AlexSr

  • Старейшина клуба
  • Сообщений: 4792
  • Покурим и ... Полетели?
    • Александр
    • Сергиенко
  • Город: Санкт-Петербург
« Ответ #16 : 20 Октябрь, 2010, 15:38:55 pm »
И вопрос с оборотами: до каких оборотов может/должен раскрутиться ротор? В % от полетного режима?
Точно сказать не возьмусь, но около 80 -90% - это нормально. Дальше, скорость вертикального снижения (или необходимая горизонтальная скорость) будут сильно большими (растут потери), а запаса энергии от этого сильно много не прибавится.
В том то и сложность авторотации, что нужно поддерживать ОПТИМАЛЬНЫЕ обороты (следовательно - отрицательные углы). Иначе, верт будет "проваливаться".
С уважением, Александр Сергиенко  - Пилот Клуба HELI-SPB

Оффлайн vitkor

  • Старейшина клуба
  • Сообщений: 2526
    • Виктор
    • Козаченко
    • Радиоуправляемые вертолеты в Новосибирске
  • Город: Новосибирск
« Ответ #17 : 20 Октябрь, 2010, 16:20:01 pm »
Витя, я уже и там ответил. Тут дублирую.

Основная идея "Против ветра" в том, чтобы получить дополнительную помощь для раскрутки ротора. Особенно это важно при посадке, когда горизонтальная скорость модели снижается, а встречный ветер позволяет поддержать вращение ротора (как будто продолжаем лететь вперед). Если же садиться по ветру, то во первых потребуется больше энергии от лопастей, чтобы остановить горизонтальную скорость модели и во вторых лопасти не удастся дополнительно раскрутить для мягкой посадки. Другими словами - риск жесткой посадки по ветру намного выше.

Собственно, для постепенной тренировки авторотации (привыкание к траектории и недостатку энергии в роторе) можно специально настроить режим "пониженных оборотов". И использовать его так же как "холд", но с некоторой "резервной помощью" от двигателя. Постепенно уменьшая обороты этого режима придём к холду...

P.S. - упс. Опередили  :D

Этой хитростью я пользуюсь. Обороты чуть выше холостых, сцепление слегка цепляет, и ротировать значительно легче. Правда мне пока комфортно ротируется только на 90-м, и то плюс минус километр. Скажем так, в круг 5-7м попадаю, но не всегда. На 50-ке с ремнем вообще сложно, после 90-го чуть не разбил.  :o Ощущение, что энергии нет вообще.  :D
Самое фиговое - ротировать когда ветер в лицо. Даже не по тому, что управлять сложно (наоборот легче), а очкую что на меня упадет.  :-[
Да и циклическим шагом сильно не нагрузишь, и верт сдувает. Стараюсь делать запас на снос ветром, но то ли ветер на высоте другой, то ли глазомер кривой. В общем не попадаю, туда куда нужно., по этому очкую. :) Ветер в лицо - на поле 70% времени.

На электричке, если есть плавный переход между режимами, у меня Контроники, они плавно разгоняются, в холде не мешает тоже слегка крутить двигатель.
Скажем процентов 5-7 газа я ставлю. :) Реальный холд выведен на отдельную кнопку, через микшер.

Я про "по ветру" спрашиваю по тому, что ни разу так и не рискнул в этом сезоне ротировать по ветру. В симе вроде нормально получается. Если у кого есть опыт - делитесь нюансами.
Против ветра, если честно, 90-й очень хорошо ротирует. Началось с того, что прослушал таймер, и заглох на развороте на горке метров 30-40. Пришлось ротировать (опыт аварийной ротации есть), фактически первый раз на 90-м ротировал. Нормально! Даже почти до места посадки долетел. Повезло с "против ветра". :D Энергии просто дофига показалось. А последующие разы, когда психологический барьер пройден, уже сознательно ротировал. После 90-го, 50-ка, даже с валом ротирует не очень. С непривычки расфигачил шасси, остальное спасла 1,5 метровая травка на поле.  

P.S Все таки, я пока не могу сказать, что авторотация постоянный гость у меня в программе. Как советует Олег - в воскресенье в последнем полете. Совет правильный. ИМХО.

Правка.
Пардон. Обос-ся. Не "против ветра", а "по ветру"
« Последнее редактирование: 20 Октябрь, 2010, 18:18:29 pm от vitkor »
Виктор. Вертолетный дневник - http://www.heli-spb.ru/forumheli/index.php?board=139.0

Оффлайн джонни

  • Сообщений: 113
  • Город: Воронеж
« Ответ #18 : 22 Октябрь, 2010, 23:20:02 pm »
как сказал один товарищьь-"авторотация -это способ спасти шестеренку" :D ))
Raptor30-50 Ely.Q50

Оффлайн aarc

  • Старейшина клуба
  • Сообщений: 1225
  • Badass pilot
    • Aarc's helipad
« Ответ #19 : 09 Ноябрь, 2010, 15:46:23 pm »
гхм... перевел статью из RCHeli по теории авторотации:
http://onheli.blogspot.com/2010/11/understanding-autorotation.html

Пока переводил, откопал английскую книгу "введение в аэродинамику вертолета", из которой авторы RCHeli взяли данные для статьи и нашел нашу книгу, в которой тоже есть речь о авторотации, но совсем другими словами, не говоря уже о том, что схемы там и тут сильно разнятся. ссылка на англ. книгу есть в конце статьи.

В связи с этими спорными моментами, комментарии и обсуждения приветствуются. :)
Олег. Вертопарк: Trex500, Furion 6

Оффлайн AlexSr

  • Старейшина клуба
  • Сообщений: 4792
  • Покурим и ... Полетели?
    • Александр
    • Сергиенко
  • Город: Санкт-Петербург
« Ответ #20 : 09 Ноябрь, 2010, 16:42:08 pm »
Олег, что то "не клеится" в обьяснениях  :-\

Не может быть одновременно так как изображены векторы на рисунках и написанно в тексте:
Цитировать (выделенное)
Во время снижения пилот управляет шагом лопастей для того, что бы регулировать размер зоны авторотации и пропеллерной зоны. Если требуется больше подъемной силы, пилот увеличивает шаги, замедляя обороты ротора и увеличивая подъемную силу. Для ускорения спуска пилот убавляет шаги и увеличивает обороты.

Так как подьёмная сила увеличится с УМЕНЬШЕНИЕМ шагов (вектор станет более вертикален, соответственно упадёт составляющая "тяги" и вырастет - подьёмная сила)

P.S. Надо уточнить - в моём понимании "увеличение шага" это УВЕЛИЧЕНИЕ отрицательных углов. Если термин используется по другому - тогда всё правильно. Но - нужно его пояснить именно так.
С уважением, Александр Сергиенко  - Пилот Клуба HELI-SPB

Оффлайн AlexSr

  • Старейшина клуба
  • Сообщений: 4792
  • Покурим и ... Полетели?
    • Александр
    • Сергиенко
  • Город: Санкт-Петербург
« Ответ #21 : 09 Ноябрь, 2010, 22:25:21 pm »
Олег, ещё пара вопросов...
Ты картинки сам рисовал?
Плохо, что на картинках векторы не отмасштабированы. Это вносит путаницу, в частности - не понятно о каком "срыве" идёт речь при таких векторах.

Скажем, если бы на картинках в части озаглавленной "Зона срыва (Stall)" векторы были бы в масштабе - было бы значительно более наглядно.

А так, на каждой картинке вектор вертикальной составляющей потока имеет разную длинну (должна быть - одинакова!), а вектор соответствующий скорости вращения (набегающий поток) - наоборот, одинаков (должен быть - разный).
С уважением, Александр Сергиенко  - Пилот Клуба HELI-SPB

Оффлайн aarc

  • Старейшина клуба
  • Сообщений: 1225
  • Badass pilot
    • Aarc's helipad
« Ответ #22 : 10 Ноябрь, 2010, 00:00:43 am »
Цитировать (выделенное)
Во время снижения пилот управляет шагом лопастей для того, что бы регулировать размер зоны авторотации и пропеллерной зоны. Если требуется больше подъемной силы, пилот увеличивает шаги, замедляя обороты ротора и увеличивая подъемную силу. Для ускорения спуска пилот убавляет шаги и увеличивает обороты.

Так как подьёмная сила увеличится с УМЕНЬШЕНИЕМ шагов (вектор станет более вертикален, соответственно упадёт составляющая "тяги" и вырастет - подьёмная сила)

P.S. Надо уточнить - в моём понимании "увеличение шага" это УВЕЛИЧЕНИЕ отрицательных углов. Если термин используется по другому - тогда всё правильно. Но - нужно его пояснить именно так.

Саша, я так понял, что тут речь про растягивание авторотации при изменении отрицательных шагов в плюс. Т.е. из снижения при -4 градусах переходим к шагу -2 градуса: спуск замедляется, вертолет летит более горизонтально, теряет обороты ротора.

В случае изменения отрицательных шагов в минус, действительно приводящая сила растет, но и растет пропеллерная зона, которая тормозит ротор, поэтому, как я понял, эффект от снижения на полных отрицательных шагах получется обратный - падаем быстро, а обороты не растут.
Олег. Вертопарк: Trex500, Furion 6

Оффлайн aarc

  • Старейшина клуба
  • Сообщений: 1225
  • Badass pilot
    • Aarc's helipad
« Ответ #23 : 10 Ноябрь, 2010, 00:04:01 am »
Олег, ещё пара вопросов...
Ты картинки сам рисовал?
Плохо, что на картинках векторы не отмасштабированы. Это вносит путаницу, в частности - не понятно о каком "срыве" идёт речь при таких векторах.

Скажем, если бы на картинках в части озаглавленной "Зона срыва (Stall)" векторы были бы в масштабе - было бы значительно более наглядно.

А так, на каждой картинке вектор вертикальной составляющей потока имеет разную длинну (должна быть - одинакова!), а вектор соответствующий скорости вращения (набегающий поток) - наоборот, одинаков (должен быть - разный).

Да, рисовал сам, мне оригинальные картинки еще больше не понравились, там силы вообще приложены как попало. Здесь я старался силы треуголиниками составлять. Но на счет пропорций согласен, надо бы длины векторов рисовать приближенными к реальности (где поток быстрее, там и вектор длиннее). Тут я не учел.
Олег. Вертопарк: Trex500, Furion 6

Оффлайн AlexSr

  • Старейшина клуба
  • Сообщений: 4792
  • Покурим и ... Полетели?
    • Александр
    • Сергиенко
  • Город: Санкт-Петербург
« Ответ #24 : 10 Ноябрь, 2010, 14:14:21 pm »
Олежка, если увеличение это "в плюс" - то тогда да, всё соответствует. Просто смутило понятие "увеличение углов" ... обычно это означает их рост по модулю, а не с учётом знака.
Значит, надо в статье сделать пометки (расшифровку) этого момента. Что бы народ не запутался в терминологии. O0

А силы - было бы сдорово нарисовать в масштабе. Можно сделать ещё одну картинку, где будет лопасть нарисована (условно, вид под 45 градусов к передней кромке) , а на ней в соответствующих зонах - соответствующие вектора.
Тогда, соеденив прямыми концы векторов в разных зонах получим "переходные участки" (для наглядности).
С уважением, Александр Сергиенко  - Пилот Клуба HELI-SPB

Оффлайн aarc

  • Старейшина клуба
  • Сообщений: 1225
  • Badass pilot
    • Aarc's helipad
« Ответ #25 : 10 Ноябрь, 2010, 22:39:55 pm »
на зонах лопастей перерисовал векторы в масштабе: http://onheli.blogspot.com/2010/11/understanding-autorotation.html

теперь с подъемной силой не совсем понятно, видимо в пропеллерной зоне д.б. выше, в авторотационной ниже и совсем низкая в зоне срыва.

Олег. Вертопарк: Trex500, Furion 6

Оффлайн AlexSr

  • Старейшина клуба
  • Сообщений: 4792
  • Покурим и ... Полетели?
    • Александр
    • Сергиенко
  • Город: Санкт-Петербург
« Ответ #26 : 10 Ноябрь, 2010, 23:20:26 pm »
Олег, картинки правильные. А строить подъёмную силу - по правилу сложения/разложения векторов.
То есть, результирующий вектор слева (красный) - пропорционален в "к" раз красному результирующему вектору вверх.
А он, в свою очередь, раскладывается на составляющие - вращения и подьёмной силы.

По сути - "к" пропорциональности зависит от характеристик лопасти (поляры смотрим) на разных углах атаки.
Но, для простоты можно просто принять его ("к") постоянным.
С уважением, Александр Сергиенко  - Пилот Клуба HELI-SPB

Оффлайн aarc

  • Старейшина клуба
  • Сообщений: 1225
  • Badass pilot
    • Aarc's helipad
« Ответ #27 : 11 Ноябрь, 2010, 11:48:18 am »
Саша, у тебя все получается просто и логично! надо будет мне еще раз поправить картинки.
Олег. Вертопарк: Trex500, Furion 6

Оффлайн AlexSr

  • Старейшина клуба
  • Сообщений: 4792
  • Покурим и ... Полетели?
    • Александр
    • Сергиенко
  • Город: Санкт-Петербург
« Ответ #28 : 11 Ноябрь, 2010, 14:05:26 pm »
 :D Стараемся!

Олег, если картинки будут простые и понятные - думаю много вопросов отпадут сами-собой  :ура:
С уважением, Александр Сергиенко  - Пилот Клуба HELI-SPB