В субботу у меня был радостный день. Утром я еще сомневался, стоит ли ехать в Москву, однако Дима Чистопрудов (коллега-фотограф) убедил - надо ехать. Небо немного хмурилось, но эпизодически выглядывало солнце. Температура - на пределе для полетов -12С. У нас давно "лежала" пара заказов на фотосъемки с вертолета в центре Москвы. К одному из заказчиков мы и выдвинулись в район м. Ул. 1905 года. Сразу скажу, что до урегулирования всех отношений с заказчиком мы не можем публиковать отснятые материалы (ниже я прикрепил пару фоток без привязки к местности). Пока просто делюсь впечатлениями от съемок. Мы даже не подозревали как весело закончится этот день.
Но обо всем по порядку. На стройплощадке заказчика находится старое здание завода, с крыши которого мы совершали свои полеты. Высота здания примерно 30-35 метров. Крыша плоская, с небольшим уклоном. Работать было очень удобно. Дима приехал со своим товарищем, очень кстати. Лифта в здании давно нет. На крышу ведет полуразрушенная лестница, по которой мы в три ходки перетаскали наше оборудование для съемок. Пока я разворачивал комплекс, Дима сделал несколько пробных кадров с крыши. К моменту начала работ небо полностью расчистилось от облаков, температура поднялась до -10С.
Приступив к предполетным проверкам я очень огрочился. Хваленая импортная авто смазка, которой я предварительно обработал все валы, загустела на морозе так, что сервомеханизмы еле-еле шевелились. А ведь на банке было написано, что состав не замерзает до -40С! Выручила незаменимая WD-шка, которая довольно легко смыла мерзкую смазку, после чего исполнительные механизмы вертолета "задышали".
Затаив дыхание запустил двигатель и сделал первый пробный вылет без подвески. Немного нервничал, т.к. не летал "живьем" уже месяца 1,5. В солнечном морозном воздухе Москвы вертолет вел себя как пушинка. Почему-то такое сравнение пришло в голову, такой легкий и приятный получился полет. Попробовал включить стабилизатор-автопилот и чудо - он заработал! В прошлый раз ничего не получалось, а сейчас какой-то шайтан произошел, ведь я не менял никаких настроек. Появилась уверенность, что мы сможем сделать все, что задумали.
Настроили фотоаппарат (Canon 5D MkII). Подцепили подвеску и сделали первый вылет на небольшую (метров 10 над крышей) высоту. Дима попробовал снять панорамный вид. Затем были еще 3 вылета, с постепенным увеличением высоты. На крайнем, я поднимался примерно на 70-80 метров над крышей. Вертолет выглядел мелкой точкой в небе. Если бы не работающий стабилизатор я бы не решился поднимать систему так высоко.
После фотосессии захотелось попробовать снять небольшое тестовое видео (несколько пролетов над крышей), благо фотоаппарат может снимать неплохие ролики. Видео у нас получилось. Чуть позже мы его обязательно опубликуем.
А вот с фотографиями вышла небольшая ложка дегтя: радиопульт, который мы использовали, как оказалось потом, работал через раз. Ни одного кадра с максимальных высот не получилось. Что тут виной, не знаю. Может мороз и слабые батареи, может радиопомехи. По этому если кто-то знает как настроить 5Д на работу с стандартным ИК-пультом RC5, буду очень благодарен этой информации. На подвеске у меня вшит эмулятор именно этого пульта и работает он безотказно.
После отсмотра наших скормных результатов, Дима предложил использовать другой пульт, позволяющий снимать серии кадров через заданные интервалы времени. Погода и солнце позволяли работать еще примерно полчаса. Мы быстро переконфигурировали фотоаппарат, приготовились к взлету и тут...
"Руки вверх!" всем выйти из сумрака! На крыше появился наряд милиции в лице лейтенанта и сержанта. Нас попросили предъявить документы. После сверки фотографий в паспортах с оригиналами, атмосфера на крыше немного разрядилась. Лейтенант предложил сворачиваться и продолжить беседу в местном отделении милиции. "Скажите спасибо той бдительной суке с биноклем из соседнего дома, который нас вызвал", сказал все еще борясь с отдышкой он. Мы попытались договориться на месте о продолжении работ. Я видел как борется в глазах летехи жада наживы со страхом получить нагоняй от начальства. Примерно через минуту страх победил. "Давайте все-таки сворачивайтесь. Эта сволочь сейчас на нас в бинокль смотрит. Если что - опять в дежурку звонить начнет", сказал лейтенант. Спорить и быковать мы не стали, позвонили заказчику, обрисовав проблему. По телефону проблему с лейтенантом решить не удалось. И мы, неторопясь, свернулись. Предварительно сделав некоторые страховочные действия, чтобы не расстаться с результатами работ.
Загрузились и под конвоем патруля ППС с мигалками проследовали в местное ОВД. Перед входом внутрь лейтенантом была предпринята последняя безуспешная попытка "решить вопрос на месте", на что мы с Димой ответили что-то в духе - "вы нам работу сорвали, по этому денег не будет. Раз привезли, то давайте пройдем в отделение".
Давно я не был в подобных заведениях. Честно говоря, интересного там мало, попадать туда по любому поводу я вам не рекомендую. Т.к. формально мы не нарушили ни одного закона (милиция просто обязана была отработать сигнал с места, даже самый бредовый), нас попросили написать объяснительные, и, после проверки паспортов по криминальным базам, отпустили. На этом этот увлекательный день закончился.
Положительным моменом было то, что техника (кроме фотопульта) работала на редкость здорово. Даже не смотря на мороз. Это радует. Скоро будут новые съемки и новые кадры. Уверенности в этом у меня значительно прибавилось.

P.S. Ночью, по результатам полетного дня, механическая часть подвески для камеры была в очередной раз переработана и улучшена. Постоянно работаю над ошибками.

P.P.S. Посмотрел список улиц при съемках на которых требуется разрешение ФСО. "Нашего" адреса там нет. В общем, обычный милицейский "прогон" имел место быть. Надо будет на будущее распечатать постановление...