Карим, спасибо. Интересно было почитать и обдумать.Несмотря на то, что величина мю безразмерная и отражает отношение диаметра зоны обратного обтекания к радиусу лопасти, ее граница на рисунке в крайней слева точке определяется равенством тангенциальной скорости ротора в этой точке (от вращательнго движения ротора) и скорости полета самого вертолета.
Если обозначить через х (та же мю) размер зоны обратного обтекания в процентах от радиуса лопасти r, через w частоту вращения ротора в об/с и скорость полета через V, то получится:
Х*2*Пи*r*w=V, отсюда
X = V / (2*Пи*r*w),
Соответственно, зона х в процентах от радиуса прямо пропорциональна скорости полета и обратно пропорциональна произведению радиуса лопасти и частоты вращения ротора. Обороты Ми-8 192 мин-1, нашей загруженной 700-ки примерно 2100 мин-1, радиус лопасти Ми-8 10.7м, нашей семисотки 0,78м, для Ми-8 произведение радиуса на обороты 192/60*10,7=34.2, для 700-ки 2100/60*0.78=27,3. Крейсерская у Ми-8 230 км/ч, у наших моделей обычно (если только не планируется создание скоростной модели) в пределах 80км/ч. Получается, что у малых моделей х в (230/80)/(34.2/27.3)=2.3 раза меньше.
Для Ми-8 230000/3600/2/3,14/10,7/192*60=29,7%;
Для 700-ки 80000/3600/2/3,14/0.78/2100*60=13%, или 10см, что сравнимо с расстоянием до точки крепления лопасти. При увеличении скорости полета в три раза до 240 км/ч только 20 см от точки крепления лопасти будет испытывать сопротивление обратному обтеканию. Снизить его до минимума можно за счет уменьшения угла атаки этого участка до нуля в зоне обратного обтекания. Если лопасть по всей длине не имеет конструктивно заложенного кручения, то на диапазоне азимутальных углов, попадающих в зону обратного обтекания, лопасть при нулевом угле атаки будет иметь нулевую подъемную силу. Получается комплексная задача, включающая в себя необходимость найти компромисс между потерей подъемной силы и уменьшением сопротивления лопасти в зоне обратного обтекания. Как вариант - можно придумать лопасть с шагом, изменяемым по длине лопасти, разбив лопасть на отдельно управляемые участки. Хотя бы на два: 20см от комля и 50см до законцовки. Для 400км/ч придется делать 40см и 30см, либо ротор раскручивать сильнее до околозвуковых скоростей, а это примерно 3300мин-1.
Добавлю: упустил, что цель - скорость 400км/ч, а это уже 40 см лопасти от комля работает в противотоке. При таком раскладе эффект реально существенный. 65% радиуса !!! Надо поднимать обороты до достижения законцовками околозвуковых скоростей... и так постепенно придем к стреловидности на концах лопастей?
