Тема: Большой объективный тест лопастей 690-710  (Прочитано 38507 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.


Оффлайн kasmirov

  • Сообщений: 1501
    • Карим
    • Смирнов
  • Город: СПб
« : 23 Сентябрь, 2014, 03:17:36 am »
Доделал наконец-таки свой тест основных лопастей размерности 690-710.
Сразу оговорю, что не ставил целью распробовать и разложить по полочкам все нюансы полета, т.к. основная задача это именно объективное сравнение основных параметров лопастей разных производителей и некоторая попытка определить, какие параметры на что влияют в поведении.
Тем более попытка оценить летные характеристики лопастей - слишком уж неблагодарная работа, ибо "кому-то нравится арбуз, а кому свиной хрящик" (с).
Глядя на сухие цифры каждый сам сделает для себя выводы.

В начале пара слов благодарности Ярославу (Yarrik) и Николаю (Nik Nik) за предоставленные на тестирование лопасти.

В тесте принимали участие:
1   RJX Vector 690
2   RJX 690 (брак за $50 с ХК)
3   SAB 690 (из кита)
4   SAB 2D 710
5   SAB 3D 710
6   Align 3G 690D
7   Spin blades 700 black matt
8   Zeal 700
9   Rail blades 696



Специально для теста купил на Хоббикинге лопасти за 48$. Там были и дешевле, но мне было страшно и эти ставить на вертушку, не говоря уже о более дешевых вариантах. Цель понятна, в очередной раз убедиться в том, что дешевая вещь, едва ли будет хорошей. Хотя, а вдруг? :)

Основными параметрами лопасти, ярко влияющими на поведение вертолета, являются жесткость на изгиб и кручение, расположение продольного и поперечного центра тяжести, геометрические характеристики. Ну и профиль также влияет, но судя по всему в значительно меньшей степени.

Для определения жесткостных характеристик лопасти закреплялись горизонтально и нагружались:
- грузом 1 кг на расстоянии 600 мм от комля для определения жесткости на изгиб;
- крутящим моментом, приложенным на расстоянии 620 мм от комля, для определения крутильной жесткости.

Результаты инструментальных тестов (горизонтальной линией отмечен усредненный показатель):





Летная программа испытаний проводилась на 700-м Гоблине и Алайне.
Немного моих наблюдений по лопастям:
1. RJX Vector 690.
Очень высокое качество изготовления, задняя кромка тонкая и прямолинейная, геометрические параметры соблюдены четко. Невысокая жесткость на изгиб, посредственная жесткость на кручение.                        
Полет.
Весьма добротные и сбалансированные лопасти. Хороши как и на скоростных пролетах, так и на 3д, правда не сильно жестком. На больших углах циклика ощущается какая-то недоработка, происходит срыв потока. В итоге фигуры на предельных шагах получаются смазаными и какими-то дергаными. Ощущение, что они начинают подтормаживать на резких маневрах с большими углами. На прямолинейных полетах стабильны.                     

2. RJX 690 (брак за $50 с ХК).
Выглядят в целом нормально, передняя кромка с небольшими дефектами покраски, одна лопасть хрустит при изгибании, подозрительно легкие. Продавцом позиционируются как абсолютно нормальные лопасти, но  с небольшим браком покраски.                        
Полет
В полете отличаются особенной легкостью маневров и повышенной скоростью эволюций. Силовую не душат, очень предсказуемое поведение. Особенной точности управления я не почувствовал, но летят лучше чем алайны. Авторотируют тоже очень интересно. Быстро гасится ротор и также быстро раскручивается. Если перед началом полетов хрустела только одна лопасть, то после хрустеть стали обе. На 4-м испытательном полете одна из лопастей сломалась у комля во время выполнения тик-таков. Опасная поделка. Категорически не рекомендуется к приобретению.    
                  
                  

3. SAB 690 (из кита)   
Очень похожи на 2д, чуть другая форма у комля и на законцовке, развесовка и относительная толщина профиля практически одинаковы. Главное и можно сказать единственное отличие - это профиль. У данных лопастей часть профиля за лобиком имеет плоскую форму, у 2д и 3д - весь профиль выпуклый.
Полет         
Точные в полете, очень хорошо сбалансированы по набору качеств. В тесте служили относительным ориентиром для других лопастей. Другие лопасти что-то делают лучше, но в этих чувствуется самый сбалансированный подход. Силовую не душат, но на скоростных полетах чувствуется потеря эффективности.

4. SAB 2D 710   
Геометрически идентичны 3д. Отличаются жесткостью на кручение и положением продольного ЦТ                     

5. SAB 3D 710   
Геометрически идентичны 3д. Отличаются жесткостью на кручение и положением продольного ЦТ                     
Полет.
К сожалению ни у кого не было 690-го размера ни 2д, ни 3д для сравнения с другими участниками пробега.

6. Align 3G 690D   
Самые мягкие на продольный изгиб лопасти в тесте, жесткость на кручение - на среднем уровне. Геометрия на хорошем уровне.
Полет
Самые незатейливые лопасти в тесте. Простые как 2 копейки, летят весьма стабильно. Четкостью и утонченностью реакций не отличаются, динамичность маневров одна из самых низких, скорее всего из-за наиболее переднего ЦТ. Ротируют хорошо. Прекрасно летят по прямой с высокой скоростью (до 215 км/ч). Низкая цена и добротное качество изготовления - их плюс.                     

7. Spin blades 700 black matt   
Плохая повторяемость геометрии, по первому комплекту лопастей не удалось понять какие параметры толщины и ширины лопасти хотел сделать производитель. По второму тоже. Разброс  8,5-9,0 и 63-64 соответственно. Ширина меняется от 64 у комля до 62,5 у законцовок, тоже непонятно, это баг или фича? Задняя кромка неравномерной толщины. Похоже на некачественно изготовленные матрицы. Такого подхода от немцев никак не ожидал. Кроме того, цветные лопасти облупляются со временем по передней кромке, обнажая черный цвет.
Полет
Неплохие в полете лопасти, достаточно точные и маневренные, но сильно загружают силовую часть. Хорошо ротируют. На скорости не показали достойных результатов. Взял пару на пробу для более длительного теста.

8. Zeal 700
Интересная особенность - заметное смещение ЦТ назад по сравнению с другими лопастями, что приводит к заметно более активному поведению.
Но самая главная достопримечательность этих лопастей - это упаковка. Деревянная коробочка отделанная снаружи рояльным лаком и красным бархатом изнутри предполагает наличия внутри жемчуга или каких-либо других украшений, но никак не пары "зилов" :)

Полет
Музыкальные лопасти, обладают широченной гаммой извлекаемых звуков. Издают невероятный рокот, даже на незначительных эволюциях, а на авторотации приятно шелестят с легким посвистыванием. Очень активные за счет сильно смещенного ЦТ. На скоростных пролетах хороших результатов не показали.                     
9. Rail blades 696   
Толщина лопасти меняется от 8,5 у комля до 9,0 ближе к концу. Чемпионы по жесткости как на изгиб, так и на кручение. По крутильной жесткости они на голову выше остальных участников теста.
Полет
Ощущение очень плотного полета. Сабовской точности поначалу не хватает, но мне понравилась их динамика. Идеально передает каждый ватт от силовой установки окружающей среде без малейшего промедления. К силовой относятся очень щадяще. Самое то, что нужно для скоростных полетов и жесткого отжига.

Ну и пара наблюдений в конце теста.
Мне по полету понравились жесткие лопасти. Например рэйлы или спины, но как мне показалось, они предъявляют повышенные требования к точности пилотирования. Относительно мягкие на кручение сабы прощают многие ошибки и в полете чувствуются более комфортными.

Каким бы дерьмом не оказались rjx, мне вдруг понравилась идея легких лопастей. Есть что-то привлекательное в малоинерционном роторе. 700-ка прям порхает, как бабочка и при этом ни силовую не грузит, ни сервы, да и скорость переворотов возрастает. Понравились блейд-стопы в их исполнении (начал разучивать). Выглядит завораживающе :)
Но разумеется лопасти должны быть прочнее, безопаснее и их должно хватать больше, чем на 4 полета. :)

Тест пока что состоит из 9 моделей, но со временем, надеюсь, расширится.

Отчет в pdf с графиками и подробными таблицами качаем здесь: http://kasmirov.ru/fbl_main_blades_test_ver1.pdf
« Последнее редактирование: 23 Сентябрь, 2014, 03:23:27 am от kasmirov »

Оффлайн avi@tor

  • Старейшина клуба
  • Сообщений: 1784
  • Z-Power
  • Город: Москва
« Ответ #1 : 23 Сентябрь, 2014, 06:05:39 am »
Отличный обзор.
Вертушка выжила при поломке лопасти?
In a sky full of people, only some want to fly isn't that crazy?

Оффлайн DemidSPb

  • Сообщений: 1182
    • Демид
  • Город: СПб
« Ответ #2 : 23 Сентябрь, 2014, 09:34:47 am »
Вертушка выжила при поломке лопасти?
Вертушка цела. По фото, может быть, не так хорошо видно, но лопасть сломалась по всей ширине верхней кромки.

Оффлайн Anton_vrn

  • Старейшина клуба
  • Сообщений: 6001
    • Антон
    • Бухонов
  • Город: Воронеж
« Ответ #3 : 23 Сентябрь, 2014, 09:44:51 am »
Легкие RJX я давно распробовал, верт на них очень шустрый и точный, первое впечатление было - стал на пол кило легче. :) Только брать их надо не на помойке хобикинге ;)

Вот самые безумные RJX
Я не червонец, чтобы нравиться всем!


Оффлайн iamvlad

  • Сообщений: 643
    • Владислав
  • Город: Санкт-Петербург
« Ответ #5 : 23 Сентябрь, 2014, 10:50:55 am »
мне вдруг понравилась идея легких лопастей. Есть что-то привлекательное в малоинерционном роторе.
Если нравятся легкие лопасти - попробуй флайбарные. Реакция на циклик намного резче.

Оффлайн Helimen

  • Сообщений: 2666
  • Пробежала полоса, зверем залегла, Расколола небеса
    • Игорь
    • Коноплёв
  • Город: Магадан
« Ответ #6 : 23 Сентябрь, 2014, 15:56:25 pm »
 
  А почему у нас Каримов не протестдравил ТандерТигеровские лопасти 690-710? :)   Тоже бы приятно удивился. А может быть даже в последствии только их и использовал.    Недавно я взял новый комплект 710-ых, они произвели некоторые конструктивные изменения, лопасти стали не только производительнее, но и необычно музыкальные. Дополнительный звук напоминает турбину самолёта. Особенно он отчётлив, когда выполняешь правый вираж хвостом вперёд на приличной скорости. Мне лично этот звук напоминает завораживающий гипнотический рёв ИЛ-76, заходящего на посадку.  Моими руками и на этих лопастях полёты стали более магическими. ;)
Люди перестают играть не потому что стареют, а стареют потому что перестают играть.

Оффлайн ZVER

  • Сообщений: 1069
  • heli-spb club
    • rx3qmm
    • Игорь
    • Заев
    • G+
  • Город: Воронеж
« Ответ #7 : 23 Сентябрь, 2014, 15:59:22 pm »
RJX 690 (брак за $50 с ХК).
Просто расслоились от лёгкого чирка кончиком лопасти по земле, кромки оказались просто не проклеены.
Постулат - Чего либо покупать на ХК себе дороже.
Крылья, шасси, главное Хвост!

Оффлайн Helimen

  • Сообщений: 2666
  • Пробежала полоса, зверем залегла, Расколола небеса
    • Игорь
    • Коноплёв
  • Город: Магадан
« Ответ #8 : 23 Сентябрь, 2014, 16:17:46 pm »
 
Постулат - Чего либо покупать на ХК себе дороже.

 

    Я нечайно поставил тебе благодарность, нажав не ту кнопку.  Я не соглашусь с твоим мнением - оно субъективно, и неотражает истину реальности.  Мне кажется ты недостаточно заказывал там товаров, чтобы делать такие выводы ;).   "Себе дороже" - это слишком громко сказано.

 
Люди перестают играть не потому что стареют, а стареют потому что перестают играть.

Оффлайн SERGINIO

  • Старейшина клуба
  • Сообщений: 2208
    • Сергей
  • Город: Самара
« Ответ #9 : 23 Сентябрь, 2014, 17:37:39 pm »
Постулат - Чего либо покупать на ХК себе дороже.
Видимо как то они все же отличаются,я на таких "удачно" авторотировал прям в деревянный штакетник-штакетнику было больно,лопасти сказали "а нефиг лезть"  :D,тот же хоббикинг,те же ржх690  :)
...я в Бога не верю, но он верит в меня и поэтому я его не могу подвести....

Оффлайн ZVER

  • Сообщений: 1069
  • heli-spb club
    • rx3qmm
    • Игорь
    • Заев
    • G+
  • Город: Воронеж
« Ответ #10 : 23 Сентябрь, 2014, 17:45:30 pm »
Мне кажется ты недостаточно заказывал там товаров, чтобы делать такие выводы
Нормально я там заказывал.
Больше сотни посылок от туда.
Теперь кроме разъёмов ничего от туда не таскаю, как они меня с 4010 дуо обломали я на них совсем обиделся.
Крылья, шасси, главное Хвост!

Оффлайн kasmirov

  • Сообщений: 1501
    • Карим
    • Смирнов
  • Город: СПб
« Ответ #11 : 23 Сентябрь, 2014, 17:50:54 pm »
Просто расслоились от лёгкого чирка кончиком лопасти по земле, кромки оказались просто не проклеены.
Мне иногда удается сажать вертолет не чиркая лопастями :)
Предвидя этот вопрос я выложил две фотографии, на первой лопасть видно целиком и законцовка там целая. Более того за 4 полета состояние этих лопастей - муха не сидела, за исключением "дефектов покраски" и сломанной пополам лопасти :D

По поводу ТандерТигеровских лопастей 690-710 и прочих других, не вошедших в тест.
К сожалению нельзя объять необъятное, тестировал то, что было у наших вертолетчиков в наличие. Rail и rjx специально заказал для теста.
Со временем надеюсь добавить в этот тест Колины сабы 2д, 3д и эйджи, также у Ярослава есть очень интересные Циклоны. Может еще кто чего даст на исследования.

Оффлайн ZVER

  • Сообщений: 1069
  • heli-spb club
    • rx3qmm
    • Игорь
    • Заев
    • G+
  • Город: Воронеж
« Ответ #12 : 23 Сентябрь, 2014, 19:15:14 pm »
Мне иногда удается сажать вертолет не чиркая лопастями
Мне иногда то же  :D
Крылья, шасси, главное Хвост!

Jexa

  • Гость
« Ответ #13 : 23 Сентябрь, 2014, 19:49:30 pm »
Мне кажется, для лучшего понимания "процентов кручения", необходима новая шкала, с градацией: для всех, для скоростных полётов, для жёсткого 3D, и ещё (обделённым вниманием по объективным причинам)  F3C. Подобное представление данных будет более  понятным для большинства пилотов нежели "620мм на 8,35 при 1 кг", так как теорию до звуковых скоростей, понимают не все  ;) :D. Плюс созвонился с Каримом, и выяснилось, что в графиках есть недочёт  ;) надеюсь модераторы помогут поправить  :)   
« Последнее редактирование: 23 Сентябрь, 2014, 19:56:53 pm от JeXa »

Оффлайн Kulichik

  • Старейшина клуба
  • Global Moderator
  • Сообщений: 10618
« Ответ #14 : 23 Сентябрь, 2014, 22:34:31 pm »
Подобное представление данных будет более  понятным для большинства пилотов нежели "620мм на 8,35 при 1 кг",

Афтар, артикулируйте свою мысль чётче!  :)
Какую новую шкалу ты хочешь видеть?