RCHeliClub.ru

Технический раздел => Механика => | Прочее | => Тема начата: Boch от 14 Июль, 2019, 14:59:39 pm

Название: Хвост.
Отправлено: Boch от 14 Июль, 2019, 14:59:39 pm
Приветствую! Дурной Авиамоделизм - голове и рукам покоя не дает. Открывается новый проект.
Пока "Правильная" голова проходит предварительные испытания, решил заняться хвостом. Точнее хвостовым ротором. В результате анализа "хвостов", представленных на рынке, за образцы были взяты конструкции с демпферами от САБ и  Микадо. Вообще, по моему мнению,на сегодняшний день самый "правильны" хвост предложили инженеры САБ. Вот его и будем улучшать, с целью применения в Ф3Ц вертолетах.
Кстати, расположение "шариков"  управления углом установки цапф у СФБ-а обеспечивает коэффициент компенсации взмаха К=0,34

Название: Re: Хвост.
Отправлено: Boch от 14 Июль, 2019, 15:02:12 pm
Выглядеть будет, приблизительно, так.
Название: Re: Хвост.
Отправлено: 3Daemon от 14 Июль, 2019, 22:03:43 pm
коэффициент компенсации взмаха К=0,34
Хвостовые лопасти не махают.
Название: Re: Хвост.
Отправлено: Nik Nik от 14 Июль, 2019, 22:04:01 pm
Алексей, пожалуйста обратите внимание на цапфы ХР Goblin Kraken, Вы увидите некоторые важные изменения.
Также интересен возврат к «старой схеме» рычага и отказ от «современной скобы». Вероятной причиной может быть, что с конструкцией одностороннего управления слайдером хвост перестал терять управление на резонирующих вибрациях вала ХР при сверх высоких оборотах (оверспид, «режим Тарека» и тд)
Название: Re: Хвост.
Отправлено: Nik Nik от 14 Июль, 2019, 22:05:39 pm
Также в рассматриваемом Вами варианте есть известный «косяк» с латунной шайбой.
Название: Re: Хвост.
Отправлено: Boch от 15 Июль, 2019, 08:26:08 am
коэффициент компенсации взмаха К=0,34
Хвостовые лопасти не махают.

Вы имеете в виду модели, или вертолеты вообще?
Название: Re: Хвост.
Отправлено: Boch от 15 Июль, 2019, 08:35:33 am
Алексей, пожалуйста обратите внимание на цапфы ХР Goblin Kraken, Вы увидите некоторые важные изменения.
Николай! Это появившиеся "наплывы", те что перпендикулярно поводку цапфы?
И напомните, пожалуйста, что за косяк с латунной шайбой? Может удастся его исправить.
Название: Re: Хвост.
Отправлено: Serg78 от 15 Июль, 2019, 10:48:10 am
Также интересен возврат к «старой схеме» рычага и отказ от «современной скобы»
Причина по моему немного другая, просто скоро будет аПгрэйд за немного денег)))
Вилка более правильное решение нежели рычаг.
Название: Re: Хвост.
Отправлено: Serg78 от 15 Июль, 2019, 10:52:08 am
Вы имеете в виду модели, или вертолеты вообще?
Циклика нет, какие могут быть взмахи...
Название: Re: Хвост.
Отправлено: Boch от 15 Июль, 2019, 11:01:23 am
Вы имеете в виду модели, или вертолеты вообще?
Циклика нет, какие могут быть взмахи...

А циклик для взмаха и не нужен. Нужен набегающий поток, как результат набегающая и отстающая лопасти.
Напомню:
Название: Re: Хвост.
Отправлено: Serg78 от 15 Июль, 2019, 11:43:46 am
На картинке цапфа на шарнире, там конечно есть изгибающий момент и его нужно компенсировать.
Система хвоста сильно сложнее наших.
У нас вал межлопастной а не шарнир, т.к. нет циклика, то обе лапасти тянут равномерно и соотв. никаких взмахов не будет.
А судя по схеме хвоста во втором посте, из-за конуса в хабе, осевого смещения вообще не будет.
А демпферы в хвосте у нас нужны для гашения резонирующих колебаний, из-за всевозможных дисбалансов.
Поэтому как появились хвосты с демпферами, немного удалось поднять чуйку на хвосте.
И хвост под нагрузкой стал меньше возбуждаться.
Название: Re: Хвост.
Отправлено: Boch от 15 Июль, 2019, 12:21:41 pm
На картинке цапфа на шарнире, там конечно есть изгибающий момент и его нужно компенсировать.
Система хвоста сильно сложнее наших.
У нас вал межлопастной а не шарнир, т.к. нет циклика, то обе лапасти тянут равномерно и соотв. никаких взмахов не будет.
А судя по схеме хвоста во втором посте, из-за конуса в хабе, осевого смещения вообще не будет.
А демпферы в хвосте у нас нужны для гашения резонирующих колебаний, из-за всевозможных дисбалансов.
Поэтому как появились хвосты с демпферами, немного удалось поднять чуйку на хвосте.
И хвост под нагрузкой стал меньше возбуждаться.
Коллега! Попробую Вам ответить.
В "центре" хаба  находится псевдошарнир относительно которого и может перемещаться межлопастной вал.
Лопасти тянут одинаково только в одном случае - в при отсутствии набегающего потока. (Объяснять надо?) Допускаю, что в моделях разница в тяге не велика. Но она есть.
Название: Re: Хвост.
Отправлено: Nik Nik от 15 Июль, 2019, 12:56:09 pm
Также интересен возврат к «старой схеме» рычага и отказ от «современной скобы»
Причина по моему немного другая, просто скоро будет аПгрэйд за немного денег)))
Вилка более правильное решение нежели рычаг.
Все лучше обосновывать.
Этот слайдер не дешевле. Апгрейда не будет (спрашивал).
Вилка правильное решение без причин, о которых я сообщил.
Подумайте получше!
Название: Re: Хвост.
Отправлено: Nik Nik от 15 Июль, 2019, 13:07:42 pm
Алексей, пожалуйста обратите внимание на цапфы ХР Goblin Kraken, Вы увидите некоторые важные изменения.
Николай! Это появившиеся "наплывы", те что перпендикулярно поводку цапфы?
И напомните, пожалуйста, что за косяк с латунной шайбой? Может удастся его исправить.
Да, наплывы уменьшают центробежную силу, возвращающую цапфы в центральное положение. Например, на пластиковом ХР Микадо требуется почти 3,5кг для начала смещения.

Латунная шайба упирается во внутр кольцо подшипника с двух сторон внешней стороной цапф, но со временем на одной из сторон проминается (из-за дисбаланса, который всегда есть). Процесс достаточно быстрый, а иногда не происходит (от центровки зависит). Мы их либо меняем на стальные, либо переворачиваем/меняем по мере износа.
Название: Re: Хвост.
Отправлено: Boch от 15 Июль, 2019, 14:25:54 pm

Латунная шайба упирается во внутр кольцо подшипника с двух сторон внешней стороной цапф, но со временем на одной из сторон проминается (из-за дисбаланса, который всегда есть). Процесс достаточно быстрый, а иногда не происходит (от центровки зависит). Мы их либо меняем на стальные, либо переворачиваем/меняем по мере износа.

Спасибо. Сделаю стальные шайбы.
Пр поводу узла управления слайдером - на Кракине шарик управления закреплен на рычаге и "входит" в слайдер. Тем самым максимально приблизив точку приложения силы к валу.
Лично мне нравится узел управления хвостом, устанавливаемый на последних Т-рексах. 
Название: Re: Хвост.
Отправлено: Serg78 от 15 Июль, 2019, 14:48:19 pm
(Объяснять надо?)
Мне от Вас вообще ни... не надо.
Коллега!!!
Название: Re: Хвост.
Отправлено: Nik Nik от 15 Июль, 2019, 14:59:16 pm

Латунная шайба упирается во внутр кольцо подшипника с двух сторон внешней стороной цапф, но со временем на одной из сторон проминается (из-за дисбаланса, который всегда есть). Процесс достаточно быстрый, а иногда не происходит (от центровки зависит). Мы их либо меняем на стальные, либо переворачиваем/меняем по мере износа.

Спасибо. Сделаю стальные шайбы.
Пр поводу узла управления слайдером - на Кракине шарик управления закреплен на рычаге и "входит" в слайдер. Тем самым максимально приблизив точку приложения силы к валу.
Лично мне нравится узел управления хвостом, устанавливаемый на последних Т-рексах.
Его ещё до Алайна (за года два наверное) делала KDE, так я заметил, что если убрать все люфты в поворотных рамках, то слайдер клинит чаще, а с люфтами - у вас «ХР с люфтами».
На Алайне потом эта история тоже повторилось, так это же ещё и без резонансных изгибов вала при превышении оборотов - там слайдер «встаёт» сразу намертво, пока обороты не спадут.
Очень много крашей на оверспидах из-за этой «мелочи» - потеря управления хвостом.
Ещё один косяк Алайна искали долго, входит в резонанс и все тут, пока случайно не увидели, что лопасти не 105, а 115мм.
Название: Re: Хвост.
Отправлено: Nik Nik от 15 Июль, 2019, 15:09:45 pm
Эта схема Алайн не пригодна для демпфированного вала - только через шарики, тк “DFC” на схеме:
Название: Re: Хвост.
Отправлено: Boch от 15 Июль, 2019, 15:22:58 pm
Эта схема Алайн не пригодна для демпфированного вала - только через шарики, тк “DFC” на схеме:
Это понятно. Схема  управления будет как на 3D модели.
С "клином" на Алайне пока еще не сталкивался, но буду иметь ввиду. 
Название: Re: Хвост.
Отправлено: Boch от 16 Июль, 2019, 09:05:48 am
Хвост, в целом, готов. Надеюсь, в ближайшее время начать испытания. В работу пошли запчасти и узлы известных мировых производителей.
Название: Re: Хвост.
Отправлено: nik1 от 16 Июль, 2019, 10:01:11 am
Лёх, демпферы от чего взял?
Подскажи размер потая под демпферы  , глубина и диаметр
Название: Re: Хвост.
Отправлено: Boch от 16 Июль, 2019, 13:03:31 pm
Лёх, демпферы от чего взял?
Подскажи размер потая под демпферы  , глубина и диаметр
В качестве демпферов поставил резиновые кольца 5Х10 с круглым сечением, купленные на Москварецком рынке. Вообще размер колец плавает. Внешний диаметр около 10,5, внутренний - вал 5 мм заходит плотненько.
Посадку под них сделал диаметром 10мм глубиной 2,5 при обшей длине хаба 14 мм (на 1мм больше чем у Кракена).
Ты тоже, что то подобное, думаешь замутить? 
Название: Re: Хвост.
Отправлено: Boch от 16 Июль, 2019, 13:18:10 pm
Коль! Наврал.
 Глубина 2мм. Изночально планировал 2,5, в итоге, сделал 2мм. Кольца немного торчат из хаба.
Название: Re: Хвост.
Отправлено: nik1 от 16 Июль, 2019, 15:24:13 pm
Пока обдумываю, есть вариантик вставить на 3х лопастной

Название: Re: Хвост.
Отправлено: Boch от 21 Июль, 2019, 13:56:59 pm
Почти идеально в проект вписались "вилка" и линки от Лого 700/800. Чтобы было не "почти" пришлось переделать вилку.  Отверстия крепления линков  сдвинуты на 1,5 мм.
Название: Re: Хвост.
Отправлено: nik1 от 21 Июль, 2019, 18:19:47 pm
Можно самому сделать линки под свой размер
Сегодня как раз игрался с подгонкой выемки в серьгу
Посадка очень хорошая, без люфта и подклиниваний
Название: Re: Хвост.
Отправлено: Boch от 07 Август, 2019, 21:28:19 pm
Сегодня испытал "хвост" на 700-ой нитре. Особой разницы, по сравнению со старым хвостом, не заметил. Сказывается отсутствие практики.  Зато ни чего не отвалилось.
Теперь "хвост" в сборе будет передан в заботливые руки Ф3Ц пилота для дальнейших испытаний.
Название: Re: Хвост.
Отправлено: Boch от 18 Август, 2019, 18:39:52 pm
Хвост в окончательном исполнении с укороченными цапфами,снабженными ушами-противовесами.
Название: Re: Хвост.
Отправлено: yltrofimov от 18 Август, 2019, 20:11:31 pm
Хвост в окончательном исполнении с укороченными цапфами,снабженными ушами-противовесами.
А можно мне объяснить почему противовесы вбок, а не назад от цапфы? ::)
Название: Re: Хвост.
Отправлено: Boch от 18 Август, 2019, 20:32:44 pm
При вращении противовесы стремятся занять максимально удаленное положение от оси вращения.
 На прилагаемой картинке обращаю внимание на получившиеся размеры в разных положениях противовесов.
Название: Re: Хвост.
Отправлено: yltrofimov от 18 Август, 2019, 20:46:45 pm
При вращении противовесы стремятся занять максимально удаленное положение от оси вращения.
 На прилагаемой картинке обращаю внимание на получившиеся размеры в разных положениях противовесов.
Неее, все равно не понятно. Таким же успехом я гипотенузу могу нарисовать для противовеса заднем положении, будет тоже самое. А в боковых - противовеса цапфы нет
Название: Re: Хвост.
Отправлено: Boch от 18 Август, 2019, 21:16:33 pm
При вращении противовесы стремятся занять максимально удаленное положение от оси вращения.
 На прилагаемой картинке обращаю внимание на получившиеся размеры в разных положениях противовесов.
Неее, все равно не понятно. Таким же успехом я гипотенузу могу нарисовать для противовеса заднем положении, будет тоже самое. А в боковых - противовеса цапфы нет
На параллельном форуме выкладывал видео про влияние противовесов на положение цапф.
Продублирую здесь.
https://www.youtube.com/watch?v=I_QT8lUaqxM (https://www.youtube.com/watch?v=I_QT8lUaqxM)
https://www.youtube.com/watch?v=smyroNhp2lQ&t=15s (https://www.youtube.com/watch?v=smyroNhp2lQ&t=15s)
Название: Re: Хвост.
Отправлено: veter vv от 18 Август, 2019, 22:24:06 pm
Это конечно оч интересно , но при увеличения веса возникнет нагрузка, не рассчитанная на данные узлы , и при увеличения оборотов может произойти отстрел и привет планета!!!!!!! ;)
Название: Re: Хвост.
Отправлено: Kulichik от 19 Август, 2019, 00:39:37 am
Это конечно оч интересно , но при увеличения веса возникнет нагрузка, не рассчитанная на данные узлы , и при увеличения оборотов может произойти отстрел и привет планета!!!!!!! ;)
Ты осознаешь, о каком добавлении веса идёт речь? Какой отстрел?
Название: Re: Хвост.
Отправлено: shvion от 19 Август, 2019, 07:15:41 am
Шляпы винтов межлопастного (или хаба) не оторвет? Или их отрывает только от дисбаланса лопастей?
Название: Re: Хвост.
Отправлено: nik1 от 19 Август, 2019, 08:11:10 am
Там веса где то 0.4- 0.7 гр на сторону :)
К тому же грузы недалеко от оси вращения
Я тоже на днях буду пробовать, посмотрим как будет :)



Название: Re: Хвост.
Отправлено: shvion от 19 Август, 2019, 08:28:12 am
Коль. А какой эффект ожидается? Если крутить с лобастями с отстегнутой тягой, то  слайдер в ручную вообще с центра пальцем не сдвинешь. Это очень большие грузы надо для эффекта.
Название: Re: Хвост.
Отправлено: veter vv от 19 Август, 2019, 09:21:44 am
Это конечно оч интересно , но при увеличения веса возникнет нагрузка, не рассчитанная на данные узлы , и при увеличения оборотов может произойти отстрел и привет планета!!!!!!! ;)
Ты осознаешь, о каком добавлении веса идёт речь? Какой отстрел?
Я только предположил, что может быть, а там посмотрим!!!!  ;)
Название: Re: Хвост.
Отправлено: alien131314 от 19 Август, 2019, 09:43:28 am
мне вот непонятна эта история с бум страйком. Какова вообще его природа? Что там изгибается? Как вообще лопасть умудряется достать до балки???
Название: Re: Хвост.
Отправлено: pilot от 19 Август, 2019, 09:44:26 am
На параллельном форуме выкладывал видео про влияние противовесов на положение цапф.
Продублирую здесь.
Хорошее видео, спасибо, доступно снято.

Кстати, у микадовского хвоста с легкими пластиковыми цапфами роль таких балансировочных грузиков выполняет сам родной винт с гайкой. Были натурные эксперименты без лопастей, все четко видно.
Название: Re: Хвост.
Отправлено: shvion от 19 Август, 2019, 09:52:04 am
мне вот непонятна эта история с бум страйком. Какова вообще его природа? Что там изгибается? Как вообще лопасть умудряется достать до балки???
ну про это не здесь. А вообще мы потом руками с приличным усилием таки доожали лопасть до балки
Название: Re: Хвост.
Отправлено: nik1 от 19 Август, 2019, 09:54:36 am
Лёх, насчет усилия скажу чуть позже
Скоро померю бизменом усилие на сдвиг до упора без лопастей
Название: Re: Хвост.
Отправлено: yltrofimov от 19 Август, 2019, 11:29:23 am
Коллеги,
Я вспомнил эту тему, это было еще в далеком 2009 году.
Описание эффекта тут, штуки который помогают называются "chinese weight" или "chinese bolt", китайский вес/болт
https://www.helifreak.com/showthread.php?t=130227 (https://www.helifreak.com/showthread.php?t=130227)

https://youtu.be/wVhit93JrWE (https://youtu.be/wVhit93JrWE)

Народ уже нашел дешевую замену эти болтам:
(https://www.helifreak.com/attachment.php?attachmentid=83241&d=1235167157)
Название: Re: Хвост.
Отправлено: nik1 от 19 Август, 2019, 17:20:25 pm
Сняли кино  :)
с грузами на любых оборотах усилия на серве практически  нет, естесно это без лопастей
чисто с выносами без грузов не пробовал
грузы по 0.7гр
https://youtu.be/k3P4MDp00a4
Название: Re: Хвост.
Отправлено: veter vv от 19 Август, 2019, 17:43:09 pm
Тема реально крутая, главное чтоб в реале с лопатками оно так работала, не хило облегчит жизнь сервам,  и если так, то почему производители вертолетов не внедрили это ?,  или как всегда бизнес есть бизнес .  ;)
Название: Re: Хвост.
Отправлено: shvion от 19 Август, 2019, 17:45:52 pm
А без грузов усилие сильно больше?
Название: Re: Хвост.
Отправлено: yltrofimov от 19 Август, 2019, 17:55:16 pm
Тогда в 2009 году сервы были по 5 Вольт или 3 Вольта, не помню точно, на хвост и слабенькие, все боролись с Tail wag....А сейчас сервы по 25 кг давят... поэтому смысла нет огород городить
Название: Re: Хвост.
Отправлено: veter vv от 19 Август, 2019, 18:06:15 pm
огород городить
Есть всегда смысл, если это сэкономит бабло!!!!!!!!!
Название: Re: Хвост.
Отправлено: nik1 от 19 Август, 2019, 18:13:03 pm
Лёх , без грузов не пробовал
Выкручивать не охото, они на зеленом локтайде
На следующем хвосте попробую

Название: Re: Хвост.
Отправлено: veter vv от 19 Август, 2019, 18:15:13 pm
Кстати если это будет реально работать, так может тоже самое попробовать с главными лопатами, а то у меня урукай на 20 кг крутится не хочет, а тут будет огонь ,надо попробовать!!! ;)
Название: Re: Хвост.
Отправлено: nik1 от 19 Август, 2019, 18:17:54 pm
Слав , ставь сервоось :D
А так то попробовать всегда интересно
Название: Re: Хвост.
Отправлено: SERGINIO от 19 Август, 2019, 19:03:37 pm
Лёх, насчет усилия скажу чуть позже
Скоро померю бизменом усилие на сдвиг до упора без лопастей
блин давно это было ,спор был -надо ли затягивать лопасти основные ,и народ принародно решил -надо и очень сильно .
 Сейчас тяну от души,сложить могу только я ,жена не осиливает  ;) ,можно за лопасть держать и не шелОхнется   :D. Немного неприятно при первой раскрутке -колбасит неподетски,потом норм.
Название: Re: Хвост.
Отправлено: SERGINIO от 19 Август, 2019, 19:04:28 pm
Слав , ставь сервоось :D
А так то попробовать всегда интересно
ЗЫ : а у меня два спартана заветные лежат ... :D
Название: Re: Хвост.
Отправлено: SERGINIO от 19 Август, 2019, 19:08:31 pm
Лёх , без грузов не пробовал
Выкручивать не охото, они на зеленом локтайде
На следующем хвосте попробую
Ахаха , я уже в заводе авторитет стал ,теперь все крутят только на локтайт  и поливают разъемы контактолом ,спирт перестали выдавать сволочи .... >:(
 Локтайт накупили самый крутой ,немецкий ,бутылочка 60 мл -3тр  :o,есть и для подшей ,причем для просаженных ,коричневый  :)
Название: Re: Хвост.
Отправлено: shvion от 19 Август, 2019, 19:28:25 pm
Лёх , без грузов не пробовал
Выкручивать не охото, они на зеленом локтайде
На следующем хвосте попробую
Ну а с грузами и с лопастями пальцем сдвинуть сможешь? Я просто про то, что на фоне стремления лопастей вернуть слайдер в нейтраль  эти грузики ничтожно малую помощь окажут серве.
Название: Re: Хвост.
Отправлено: nik1 от 19 Август, 2019, 19:42:06 pm
Сколько в твоем понимании ничтожно?
У меня на хв роторе без грузов усилие сдвига до упора 2.4 кило, это при  2200 оборотов на бошке, передатка 4.76
Чем больше крутить, тем больше усилие , на 2330 наверное под 3кило будет
На этом нет усилия на любых оборотах
Посмотрю в полете :)

Пыс..  замер в левую сторону, в право наверняка будет больше



Название: Re: Хвост.
Отправлено: shvion от 19 Август, 2019, 21:31:28 pm
Понял. Неслабо. Просто не мог представить, что Леха Бочаров так легко пальцем мог 3кг давануть. Ну или 2.
Название: Re: Хвост.
Отправлено: yltrofimov от 19 Август, 2019, 23:27:36 pm
Понял. Неслабо. Просто не мог представить, что Леха Бочаров так легко пальцем мог 3кг давануть. Ну или 2.
На аппе пружины помощнее ставит, чтоб нагрузку ощущать G-)
Название: Re: Хвост.
Отправлено: yltrofimov от 19 Август, 2019, 23:28:03 pm
Понял. Неслабо. Просто не мог представить, что Леха Бочаров так легко пальцем мог 3кг давануть. Ну или 2.
На аппе пружины помощнее ставит, чтоб нагрузку ощущать G-)
Название: Re: Хвост.
Отправлено: nik1 от 20 Август, 2019, 15:23:20 pm
Полетал с новым хвостом
Могу точно сказать на быстрых реверсах компенсирует меньше, при более высокой чуйке
Лопасти 95 мм, держат практически на всех маневрах :круто:
Скоро попробую 100мм

Для пробы выкрутил грузы из ушей и замерил усилие бизменом
На 2200 оборотах , влево 1 кг, вправо 2кг
Грузики верну обратно , но попробую более легкие, ченить типа 0.4-0.5 гр

Название: Re: Хвост.
Отправлено: dsirc от 20 Август, 2019, 16:11:57 pm
На 2200 оборотах , влево 1 кг, вправо 2кг
Грузики верну обратно , но попробую более легкие, ченить типа 0.4-0.5 гр
Коль, а почему усилие разное - разный ход слайдера в лево и право?
Название: Re: Хвост.
Отправлено: nik1 от 20 Август, 2019, 17:05:56 pm
ход одинаковый  :)
может цапфы дают большее  сопративление на положительном углу, не могу точно сказать
Название: Re: Хвост.
Отправлено: Nik Nik от 20 Август, 2019, 22:52:14 pm
ход одинаковый  :)
может цапфы дают большее  сопративление на положительном углу, не могу точно сказать

части слайдера - «уши», а именно  их масса, находятся на разных расстояниях от центра вращения при движении к центру ХР или от него. Она смещаются в одну строну ближе к центру вращения, а в другую дальше от него, отчего меняется масса этого «противовеса» и создаются разные усилия. 
Нет?
Название: Re: Хвост.
Отправлено: dsirc от 20 Август, 2019, 22:55:37 pm
части слайдера - «уши», а именно  их масса, находятся на разных расстояниях от центра вращения при движении к центру ХР или от него. Она смещаются в одну строну ближе к центру вращения, а в другую дальше от него, отчего меняется масса этого «противовеса» и создаются разные усилия. 
Нет?
Звучит убедительно ;)
Название: Re: Хвост.
Отправлено: Vovets от 20 Август, 2019, 23:23:58 pm
Николай, я в своё время наигрался с грузиками на цапфах ХР на Warp 360. Удобно подключить серву через амперметр и крутить без лопастей. Подбором грузиков добиваться минимального тока. Можно и с лопастями, только страшно и жалко подшипники.