RCHeliClub.ru
Вертолеты => Вертолеты TT-Raptor => | Общие вопросы | => Тема начата: stasjo от 05 Ноябрь, 2011, 08:44:55 am
-
Коллеги, кто нибудь эксплуатирует зимой птичек с ДВС? :-[
-
На самолёте постоянно летаем. Мой регорд -22 оС, у коллег -29.
Что бы двигатель не переохлаждать, нитры добавляем поменьше (у вертолётов с этим проблем быть не должно - там двигатель обдувается и так плохо). Специально головц ДВС не кутаем.
P.S. Это всё про 2T. 4Т зимой - другая тема.
-
Стас ты разве не знаешь про нашу традицию?
Каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим... нет не в баню а на городской пруд. И там устраиваем полетушки.
Причем температура воздуха не важно какая...
(http://data6.gallery.ru/albums/gallery/121426--13619497-m750x740.jpg)
(http://data6.gallery.ru/albums/gallery/121426--13619489-m750x740.jpg)
-
Стас ты разве не знаешь про нашу традицию?
Юра, я вообще в этом хобби без году неделя :-[
Но традиция прекрасная :ура:
Ну если честно, то меня интересует как "обращаться" с мотором... про топливо я уже прочитал, а вот по настройкам.........
-
Свечу погорячее. Потом между полетами лучше в машине держать или летать без перерыва.
Можно и подбеднить немного хрен он перегреется если без фанатизма.
PS Хотели сегодня поехать, но что-то Андрюха потерялся...
-
Свечу погорячее. Потом между полетами лучше в машине держать или летать без перерыва.
Можно и подбеднить немного хрен он перегреется если без фанатизма.
Я кстати, OS#8 так и не поменял - зимой и летом - одним цветом ;) Свечу выкинул, как только потеплело, и поставил новую.
-
Горячая летом может сгореть а холодная зимой остывать...
-
Ребят... :-[ А у горячей какой номер? :-[ :-[ :-[
-
Ставь #8 ОСовскую, она и зимой и летом нормально работает. Горячая А3, но лучше не будет, а сгорит быстро. Можешь еще новую А7 попробовать, она между 3 и 8, вроде нормально работает, но сдыхает тоже быстрей чем 8.
Родная от ТТ 3-ка тоже отлично работает.
-
Спасибо Антон, как снегопады кончатся пойду попробую :D(если кончатся :D :D :D). А по настройкам крутить ничего не надо, я так понял... Нитры поменьше. Думаю 15-ка должна подойти.
-
А вообще спасибо всем обитателям данного форума, без вас ребята я бы свой нитрыч с места не сдвинул. Опыт общения по Рапику на других форумах был, но не совсем продуктивный.... Если бы не Ярик, я бы наверное до сих пор пытался Рапку от земли оторвать. Ярик мне подсказал о здешних обитателях. Я очень рад такому стечению обстоятельств!!! :TY: :TY: :TY: :TY:
-
На счет "нитры поменьше" - весьма сомнительное утверждение. А 15% оно и летом нормально, я в этом сезоне почти все время на нем летал.
-
Кстати. У меня зимой очень активно текли ниппеля в баках (и основном, и расходном). Решение есть в теме про ДВС (уплотнители силиконовые).
-
А еще не покупайте на зиму топливо с касторкой. Касторка на морозе густеет и не пролезает в карбюратор. Мотор от этого сначала беднится, затем глохнет.
-
А еще не покупайте на зиму топливо с касторкой. Касторка на морозе густеет и не пролезает в карбюратор. Мотор от этого сначала беднится, затем глохнет.
Да оно осадком хлопями становиться и засерает карбюратор, а вообще нитра конечно прет зимой очень не плохо
-
Ставь #8 ОСовскую, она и зимой и летом нормально работает. Горячая А3, но лучше не будет, а сгорит быстро. Можешь еще новую А7 попробовать, она между 3 и 8, вроде нормально работает, но сдыхает тоже быстрей чем 8.
Родная от ТТ 3-ка тоже отлично работает.
Антох спасиб за ценную инфу по свечкам O0.
-
В свое время еще Enya #3 очень понравилась и зимой и летом. Она немного горячее чем OS#8 и обеспечивает более раннее зажигание, что позволяет ей хорошо работать на богатом моторе. А зимой это весьма актуально - на морозе мотор приходится богатить.
-
А еще не покупайте на зиму топливо с касторкой. Касторка на морозе густеет и не пролезает в карбюратор. Мотор от этого сначала беднится, затем глохнет.
Да оно осадком хлопями становиться и засерает карбюратор, а вообще нитра конечно прет зимой очень не плохо
Летаю исключительно на чистой касторке. Ни хлопьев, ни соплей нет даже -20.
Для этого топливо достаточно подержать ночь в тепле и хорошенько взболтать с утра.
Правда, я делаю самозамес и в качестве компонентов уверен.
-
Сёдня на Урале прекрасная погодка была, -5, и без ветра, полетал в удовольствие.. Раптор 30..
-
Да погодка была волшебная.
Но у меня работа - хрен вырвешься...
-
Ну если честно, то меня интересует как "обращаться" с мотором... про топливо я уже прочитал, а вот по настройкам.........
Чем ниже температура, тем больше нужно открывать иглу. Воздух плотнее - в камеру больше попадает кислорода и с летними настройками двигатель будет работать бедно.
-
Это не мои слова ;)
-
Сорри. Значит я запутался в кавычках. :-[
P.S.
Не забывайте следить за ремнём. На морозе он хорошо провисает. Подтянутый же на морозе, при комнатной температуре натянется как титива у лука и либо себя порвет, либо выломает что нибудь. Даже сейсас при нулевых температурах у меня с поля вертолет уходит с втянутой балкой и слабым ремнем.
Не рекомендую таскать на полетах из тепла в холод и обратно.
Плохого здесь:
1. Гироском должен быть выдержан при рабочей температуре минут пятнадцать, в противном случае будет плыть хвост. При этом и ремень примет рабочую для данной температуры длину.
2. Если занести вещь из холода в тепло, то на ней образуется конденсат, при выносе на мороз он замерзнет. У Вас может заклинить всё что угодно со всеми вытекающими из этого последствиями.
-
Карбонавая балка спасет от ремня отцов русской демократии ;)
-
Я бы сказал так- карбоновая балка с валом :D
-
Спартану, кстати, пофиг перепад температуры.
-
Так слайдерам не пофигу. Они как раз и подклинивают.
-
То есть в стандартной комплектации хвостовой балки с ремнем ничего не сделать? А как тогда летать? Либо хвостом сильно не крутить, да и оборотов здорово не давать? С гириком тоже не все понятно... Я пока даеду до поля, пока все достану, заведу, от 15-ти минут ничего не останется ::)
-
То есть в стандартной комплектации хвостовой балки с ремнем ничего не сделать? А как тогда летать? Либо хвостом сильно не крутить, да и оборотов здорово не давать? С гириком тоже не все понятно... Я пока даеду до поля, пока все достану, заведу, от 15-ти минут ничего не останется ::)
Станислав, летать и летать!
Дома натянул ремень до звона и в поле :)
-
летать и летать!
Спасибо Игорь...
Я тут давече завел своего Рапку прямо на работе в ремонтной зоне.... так сказать решил малость повисеть... чуть без верта не остался ;D Закоптил всю ремзону вхлам ;D ;D Коллеги прибежали и меня чуть не побили. Не понимают они ;D ;D ;D ;D Деревня лохматая...
-
Канистру самогона им, сразу замечать перестанут :D
-
Нет Антон, у меня в конторе одни трезвенники да язвеники :D Насколько я вижу, люди просто завидуют... Да завидуют не тому что у меня есть вертолет и денег он стоит не мало(ну по меркам рядовых граждан не имеющих понятия об этом хобби). А тому что у меня есть такое увлечение, ради которого я готов на все(ну на многое :D).
-
Станислав, если я у Вас Раптор Титан 50.
Из небольшого вертолётного опыта прошлой зимы и приличного опыта полетов на фиксированом крыле при низких температурах - я немного переделал верт.
1. Убрал пуш-пул с общего шага. Сделал на прямую.
2. Рулевую хвоста установил в освободившееся место.
Цели переделок.
1. Снизил нагрузку на рулевую общего шага. Уж больно много там шаровых соеденений. Всё это дубеет на морозе и на рулевую увеличивается нагрузка.
2. Спрятал рулевую хвоста от масла вылетающего из глушителя. Попав на редуктор рулевой, при достаточном количестве, это масло может начать подклинивать рулевую, до полного клина.
-
Спасибо, информация полезная. :TY: У меня как раз длинная тяга ХВ слегка подклинивает. Я серву под балку переставил(крепление сам делал) и кажется мне что тяга при движении слегка выгибаться стала возле сервы. Когда тепло было, то все отлично. Температурка слегка упала и стала наверное смазочка дубеть в колечках на хв балке. Просто в тепло заносишь и через 10 минут все ок, вот он шустрый хвостик.
-
Знакомая проблема. Я с таким сталкивался при попадании масла на боудены. Без разборки проблему не убрать. Нужно снимать тягу, мыть, также нужно промыть направляющие. Я уже тоже прочищал. Очень удобно зубной нитью. Чистить нужно пока нить не будет чистой. Этим придется заниматься довольно часто. Сложность в том, что в квартире всё будет работать отлично, а вот по мере промерзания ход будет всё туже и туже. Здесь выбора практически нет или летать и чистить либо зимой не летать.
-
1. Убрал пуш-пул с общего шага. Сделал на прямую.
Юра, скинь фотку чего конкретно с пуш-пулом получилось.
-
Знакомая проблема. Я с таким сталкивался при попадании масла на боудены. Без разборки проблему не убрать. Нужно снимать тягу, мыть, также нужно промыть направляющие. Я уже тоже прочищал. Очень удобно зубной нитью. Чистить нужно пока нить не будет чистой. Этим придется заниматься довольно часто. Сложность в том, что в квартире всё будет работать отлично, а вот по мере промерзания ход будет всё туже и туже. Здесь выбора практически нет или летать и чистить либо зимой не летать.
как ни странно - с такой проблемой ни разу не столкнулся. Направляющие родные (там боуденов и нет вовсе)? Случаем не от TZ?
У меня основная проблема - на морозе топливная теряет герметичность (текут громметы на баках) - решил проблему - заменяю их на периодической основе по подсказке Антона/Александра.
-
Станислав, могу конечно и фотку, но вечером.
Ничего сложного нет. Снимаем пуш-пул. На его место ставим рулевую общего шага. В освободившееся место вместо рулевой шага, только с обратной стороны устанавливается рулевая хвоста. Это стандартная установка машинок на тридцатке и на полтиннике не "Титан".
Я писал про самолетные боудены. Не одними вертолётами живём.
-
Я писал про самолетные боудены. Не одними вертолётами живём.
Угу, это очевидно в контексте разговора про хвостовую тягу на раппике.
На рапторе тяги устроены так, что в направляющих, если собрано все правильно - оно закусывать не может. Если закусывает - надо убедится, что кольца направляющих надежно зафиксированы на балке (я решаю вопрос банальной изолентой) - был неприятный момент, когда колечко провернулось, и в полете начались непонятные рывки хвоста с довольно большой амплитудой. На морозе у меня закусывало собственно направляющую на хвосте - это не проблема, если своевременно промывать ее (я лью разное - когда спирт, когда вариак).
Вариант проверить по быстрому - скинуть "сережку" с хвоста, подвигать сервой. Установкой колечек-направляющих добиться - ну почти - равномерного хода. В силу особенностей конструкции тяга все равно немного будет прогибаться, так или иначе, до определенного момента это не критично - если все верно выставлено.
-
Так как лучше один раз увидеть, чем несколько услышать. Сделал фотки.
Рулевая общего шага.
(http://s010.radikal.ru/i314/1111/06/ec21bfc143a1.jpg)
Рулевая хвоста.
(http://s60.radikal.ru/i170/1111/5c/c1e92e767c45.jpg)
Монтаж тяги. Всё есть в штатной комплектации Кита.
(http://s017.radikal.ru/i415/1111/00/81229cb4f3fb.jpg)
То что нет кронштейна крепления рулевой упрощает затяжку и откручивание винтов. Нижние гайки находятся в направляющих, как и верхние, и теперь достаточно только шестигранника. G-)
-
Мои пять копеек ;)
(https://lh6.googleusercontent.com/-3SJ8tijGWac/Ts_jnTrZnaI/AAAAAAAAecc/LFYsgAaNXTs/s512/rappy_layout_2011_11%2525201.jpg)
(https://lh3.googleusercontent.com/-x9jr0Ii9Sdo/Ts_jov0pNEI/AAAAAAAAeck/IQofeZ25Jog/s512/rappy_layout_2011_11%2525202.jpg)
Затянул под канопку гиру. Из под канопки провода идут только к картеру двигателя - для датчика говера, который стоит спектрумовский - уберу его в ближайшее время - нечего делать в таком месте электрике.
Виброзащиту оставил только на основе велкры - надоело мотать беспонтовые рулоны. Уже падал, уже проверил - все работает ;)
Юрий - вопрос - фильтра топливного принципиально нет? Не боитесь?
-
Принципиально не ставлю и не боюсь. У меня два фильтра идин грубый, другой тонкий на заправке. Такая схема на самолетах ни разу не подвела за лет 20 наверное. Фильтр в топливной магистрали, вроде и хорошо, но с другой стороны вроде и не очень, особенно зимой. Замерзнет в нем конденсат или забъётся грязью - двигатель забеднится - придётся бежать в лавку. На самолёты я иногда ставил фильтры. Приходилось иногда продувать, мотор не заводился, но там ставил из-за особенностей технологии заправки. Я придерживаюсь правила - чем меньше элементов и соединений в топливной системе тем она надёжней. Если фильтруешь непосредсвенно во время заправки, откуда там взяться грязи.
Алаверды. У Вас вроде борт литейный. Зимой не боитесь? Кадмий меня ещё ни разу не подвёл, а вот литий у колег электролётчиков - самолётчиков не тянет частенько.
Зимой сам тоже летаю на электротяге, но у меня для ходовых батарей автохолодильник 10 литров с автоподогревом до плюс 18 градусов. Я бы не рискнул на питание борта ставить литий зимой.
-
Насчет заправки - согласен - но пару раз, несмотря на фильтр тонкой очистки, вынимал из фильтра буквально кусок "щастья". Тем более - подпор идет с выхлопа, что оттуда прилетит еще. Так что я строго за фильтр. При заправке в штуцер грязь тоже может прилететь. Мне не влом раз в квартал поменять все шланги на круг во всей топливной. Практика применения с фильтром и без - сколько раз сезон меняете свечку?
Литий зимой. Скажем так - меня больше напрягают практические проблемы с гидридами, нежели теоретические - с литием ;) нормально ведет он себя и зимой, и летом - не забываю его в карман прятать по необходимости, да и все. Для бортовых зимой у меня машина - все равно я не могу вылетать больше, чем один полный комплект - от двух до шести акков - холодно таки.
-
Фильтр нужен строго обязательно. В глушаке образуется нагар и копоть, которые со временем начинают проскакивать в бак.
Сняв "тяни-толкая" при активном полете гораздо быстрей убьете серву. Чтобы тяга ходила мягко достаточно обрызгивать ее ВД40, очень хорошо все вымывает из направляющих.
По литию: реально до -3 он как-то работает в качестве боротового питания, ну а если экстрималить и летать в -20, то тут только А123. Кадмий ставить на борт - совсем не лучший вариант, потому как он не только мегатяжелый, а еще и сильно проседает под нагрузкой, что вызывает ощутимое замедление сильно загруженной сервы.
PS все что я написал выше не актуально для раптора, который на фотке без фильтра. Потому как с такой комплектацией можно летать только блинчиком с легкими кувырками, а с таким полетом сервы не нагружаются (питание почти не проседает), мотор не греется (нагар почти не образуется), ну и нагрузка на излом на серве шага тоже не та, чтобы ее ломать.
-
Антон, при соответствующей подготовке пилота экстрим где то после минус 25. Минус 20 это прохладно. Минус 3 даже не рассматривается за что то особенное - летняя температура. :)Летаю практически при любой зимней петербуржской температуре. Ниже 30 у нас опускается очень редко, я не помню. Исходя из этого я переделывал машину. На втором аппарате вроде тоже тт50. С таким мотором возможности вертолета врядли на много выше. Про ВД спасибо. Возьму на заметку. Лучше этот механизм лишний раз не разбирать.
-
Юрий, а Вы откуда?
Антон - у меня такое же унылое Г ;)
-
Санкт - Петербург.
Я тут местно-районную компанию, правда самолётную подсадил на полеты зимой. Уже две зимы со мной отлетали. Практически все считают зиму самым лучшим сезоном для полетов.
-
А я не люблю по холоду. До минус 5-8 еще выползаю на ляктричке 2-3 банки вылетать, а если холодней - совсем в зимнюю спячку впадаю...
-
Хотел сказать, что зимой так классно летать - пыли нет, чисто, сухо и вообще праздник :) Потом вспомнил - холодно, в перчатках летать невозможно, много возни с моторкой.
Еще одно зимнее наблюдение. Топливо перед полетами надо греть. Это установленный вторым сезоном факт - существенно упрощается холодный старт. Был вариант подогревать мотор феном (как это делают автомобилисты) - плюнул, мало помогает :)
-
Без муфты, после нуля на поле, как правило, делать нечего. Это уже не удовольствие, а мучение. Про минус 10-15 (нормальная зимняя температура) я вообще молчу.
(http://s017.radikal.ru/i427/1111/92/e20378d0a976.jpg)
(http://s017.radikal.ru/i419/1111/bb/fd07365848a4.jpg)
По остальной одежде можно проконсультироваться в любом магазине рыболовных товаров. Одежду нужно выбирать из расчета малой подвижности.
Позволю перечислить плюсы полетов зимой.
1. Видимость. - Подсветка не только сверху, но и снизу отраженным светом. Снег отражает до 90% падающего света. На белом фоне читаемость модели идеальная. Лучше не бывает.
2. Плотность воздуха. В цилиндр попадает больше кислорода, поэтому обязательно нужно откручивать иглу, в противном случае двигатель будет работать бедно. Соответственно имеем прирост мощности, но это ещё не все. Лопасти, в нашем случае, работают в более плотной среде, соответственно повышается их эффективность.
3. Если летом в дождь летать не будешь, то в снег летать одно удовольствие.
И жертвовать всем этим только из - за того, что нет правильной одежды - непростительное расточительство.
Антон, а я в отличие от Вас на зиму планирую в основном ДВС-ку. Купил собрал дней десять назад с прицелом на зиму. Это вторая. Первую продал после появления электрички, потом пожалел, что продал. Теперь опять наслаждаюсь. G-) :ура:
-
Вот где у меня смазонька подмерзала. Это колечко прежний хозяин зачем то приклеил.
Я на сейчас пока с полетами завязываю, заказываю аппу. Меня не так давно чуть менты своим радаром "не сбили" :D :D :D У меня 40 МГ, Летал недалеко от дороги, а они там скорость меряли. Первый раз заколбасило в воздухе, заочковал, вдруг все пропало. Стал сажать и опять прям над землей заколотило. Еле посадил. Потом увидел ментов с радаром и решил проверить. Включил аппу,верт и стал смотреть, тока радар врубают, на вертушке сервы сходить с ума начинают. Вот так! Я там на другом верте летал с 2,4, при ментах, все нормуль было. Так что жду аппу.
-
я вот смотрю на картинку и понимаю, что вижу какую-то херню - почему тяга так косо идет? На своем - не припоминаю, чтобы так плохо было..
А аппа какая?
Аааа, до меня дошло - он изначально неправильно собран! Для такого расположения сервы требуется другая тяга на хвост (единая), она согнута по другому и не подклинивает. Это же, судя по всему, колхоз из двух комплектов (если не сам собирал).
-
Вот где у меня смазонька подмерзала. Это колечко прежний хозяин зачем то приклеил.
У меня тоже приклеено. Так по инструкции. Если будет болтаться на балке, то думаю точно заклинит. А тяга действительно не та. Составная используется если рулевая стоит под колпаком, а здесь должна быть цельная. Раз есть только такая, то её нужно подогнуть так, чтобы не изгибалась и трение было минимальным. Масло из этих мест нужно вычищать, или на морозе заклинит. Проблема в том, что дома это сложно спрогнозировать, всё будет работать, а вот как только вертушка промёрзнет, может заклинить или будет еле двигаться. Я выше вроде писал уже про это.
-
У меня тоже приклеено. Так по инструкции. Если будет болтаться на балке, то думаю точно заклинит. А тяга действительно не та. Составная используется если рулевая стоит под колпаком, а здесь должна быть цельная. Раз есть только такая, то её нужно подогнуть так, чтобы не изгибалась и трение было минимальным. Масло из этих мест нужно вычищать, или на морозе заклинит. Проблема в том, что дома это сложно спрогнозировать, всё будет работать, а вот как только вертушка промёрзнет, может заклинить или будет еле двигаться. Я выше вроде писал уже про это.
Да не клинит ее, если нормальную тягу поставить. Взять вд-шки, вдуть все линки, выставить тягу ровно. Если в инверт не забирается и не летает долго - то можно и не утягивать под капот серву...
Клеить направляющие, ИМХО, лишнее - лучше пускай при краше соскочит с изоленты, чем порвет к чертям серву.
-
Направляющие советую поменять на те, что у Х50.
-
Это самодельное крепление :), Направляющие буду переделывать, как на ТТЕ 325, они там не круглые а вытянутые и тагу не закусывает. Проблема в том что первое кольцо приклеено, оно вообще не двигается. :-\ Проще балку новую купить...
-
Балку??? Ну вы, блин, даете :) Стукни по нему через отвертку, оно и сдвинется. Я тоже раньше кольца клеил, нет ни какой проблемы его оторвать.
-
Ладно Антон, спасибо попробую... Но все равно буду "шевелить" за продолговатые ушки ;) У меня на титанчике такие стоят. Двигай серву куда хошь, никогда не закусит :круто:
Да балку все равно снимать(красивой делать буду :-*, канопи уже сделал :-[), да и купить не помешает. Вообще запчашки в наличии должны быть. Иметь только голый полетный комплект как то не аллё....... :-\
-
Антон, а какие крепления у Х-50? Я в сети чего-то найти не могу... :Oops:
-
Ладно Антон, спасибо попробую... Но все равно буду "шевелить" за продолговатые ушки ;) У меня на титанчике такие стоят. Двигай серву куда хошь, никогда не закусит :круто:
Да балку все равно снимать(красивой делать буду :-*, канопи уже сделал :-[), да и купить не помешает. Вообще запчашки в наличии должны быть. Иметь только голый полетный комплект как то не аллё....... :-\
не ставь продолговатые "уши" - поимеешь проблемы с хвостом. сопоставь размеры тяги на минитане и 50-ке - и все станет на свои места. Люфты будут критичны.
-
Антон, а какие крепления у Х-50? Я в сети чего-то найти не могу... :Oops:
http://www.planetahobby.ru/product_info.php?products_id=12600
-
Ну не знаю ... у меня на Х50 обычные крепления как на старом рапике ...
Перестал их клеить ... просто протягиваю подходящую капроновую стяжку (галстук) и обрезаю лишнее ....
Фиксирует надежно, если что легко разбирается.
Как по мне, проблемы нет ... промыть места скопления масла спиртом да пропшикать ВДшкой ....
Если масла так много что за несколько полетов скапливается в большом количестве .... движок слишком богатый ....
-
Вот от Х50 какие должны быть:
(http://ecx.images-amazon.com/images/I/31Vfz51kX6L._SS500_.jpg)
-
[
не ставь продолговатые "уши" - поимеешь проблемы с хвостом. сопоставь размеры тяги на минитане и 50-ке - и все станет на свои места. Люфты будут критичны.
Илюх, так я только одно крепление хочу поставить. Которое первое от сервы.
Кстати Юра Губанов мне аппу заказал, Аврору 9(он уговаривал на футабу, но мне с телеметрией надо), сегодня с башни отбывает :ура:
Пока идет, колечко замастырю. Почисчу усё, подмажу :D.
-
Илюх, так я только одно крепление хочу поставить. Которое первое от сервы.
Кстати Юра Губанов мне аппу заказал, Аврору 9(он уговаривал на футабу, но мне с телеметрией надо), сегодня с башни отбывает :ура:
Пока идет, колечко замастырю. Почисчу усё, подмажу :D.
Поставишь-поиграешся - потом нормальное оставишь :) Это же хобби - лично у меня тяга к сомнительным экспериментам неистребима ;) Палка длинная, люфтов и так хватает с головой даже с мелким калибром дырки - а это хвост, который очень чувствителен к любым нюансам. Поставишь ухо - еще добавишь рукоделия ;)
-
...заказал, Аврору 9... сегодня с башни отбывает :ура:
Она ВЧЕРА уже выехала. А вот трек пока не дали (нормальное явления для Башни)