Тема: Устройство модели вертолёта. Термины и определения.  (Прочитано 9826 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.


Оффлайн AlexSr

  • Старейшина клуба
  • Сообщений: 4792
  • Покурим и ... Полетели?
    • Александр
    • Сергиенко
  • Город: Санкт-Петербург
« : 10 Ноябрь, 2010, 22:28:52 pm »
"Голова", Основной ротор радиоуправляемого вертолёта с нижним Флай-баром.

На рисунке представлена одна из разновидностей (возможных вариантов) реализациии такой "головы".

Цифрами обозначены основные детали:

1 - "Тормозной башмак", "пятак" (Head Stopper) - небольшая, плоская "тарелка" на верху "головы" служащая для более быстрой остановки рукой (ладонью) вращения "головы" при отключеной силовой установке.
Внимание! Следите за тем, что бы лопасти и детали "головы" не ударили Вас!

2 - "Молоток", "Хаб" (main rotor housing) - конструктивная деталь прочно соединяемая с основным валом [16] и служащая для крепления и передачи вращения от основного вала на цапфы лопастей [3].

3 - "Цапфы" (Main rotor holder) 2шт. - деталь ротора в разрезе которой (между "ушами") крепится комель (основание) лопасти. Цапфа крепится на промежуточном валу (на рисунке не показан) проходящем через "хаб" ротора насквозь (возможны иные конструктивные решения промежуточного вала).
Как правило, в цапфах установлены радиальные (и возможно упорный) подшипники позволяющие цапфе поворачиваться относительно промежуточного вала (и соответственно, относительно "хаба") и изменять таким образом угол установки лопастей (в плоскости вращения).

4 - рычаг цапфы 2шт. - в данном примере выполнен как одно целое с цапфой. Может быть выполнен в виде отдельной детали, соединяемой с цапфой. Служит для управления поворотом цапфы.

5 - наконечник рычага цапфы, "шарик", "шаровый линк" (linkage ball) 2шт. - специальная деталь имеющая сферическую форму, позволяющую надетому на неё с небольшим усилием ("защёлкнутым") наконечнику тяги[А] (как правило - изготовленому из пластика) передавать усилие от тяги на рычаг цапфы. При этом, наконечник может поворачиваться и наклоняться относительно шарика предохраняя образованую связь от "заеданий и закусываний".

6 - основание флай-бара (flybar seesaw holder) - деталь флай-бара (ФБ) имеющая возможность наклоняться относительно главного вала (на подшипниках) в одной плоскости (совпадающей с плоскостью поворота цапф) и служащая основанием для прочих деталей ФБ.

7 - смесительный рычаг, "рычаг миксера" (mixing arm) 2шт. - Крепится на основании флай-бара через подшипники, что позволяет ему поворачиваться относительно основания флай-бара [6].
Рычаг закреплён на основании флай-бара [6] с некоторым смещением (один из коэффициентов смешения - реакция от наклона оси флайбара [10]) относительно оси вращения основания флай-бара [6]. Это смещение, при наклоне основания флай-бара сдвигает ось вращения рычага вверх или вниз относительно "нейтрального" положения, что приводит к перемещению тяги [А] при неподвижной тяге [С].
Рычаг имеет не симметричные плечи (отношение плечь друг к другу - один из коэффициентов смешения: непосредственной передачи управления от тарелки перекоса [15]).
Малое плечё (как правило) соединено с цапфой [3] через рычаг [4] и наконечник [5] посредством тяги [А].
Длинное плечё (как правило) - непосредствено с внутренней частью тарелки перекоса [15B] через тягу [С].

Таким образом вертикальное движение (общий шаг) или наклон (циклический шаг) тарелки автомата перекоса передаётся смесительному рычагу и преобразуется им по амплитуде (за счёт отношения плеч рычага), а также "смешивается" с текущим углом наклона оси (рамки) флай-бара (за счёт смещения оси поворота смесительного рычага относительно оси поворота рамки флай-бара), давая текущий (общий и циклический) шаг (угол установки) лопастей.

8 - основание рамки флай-бара, рычаг флай-бара (flybar control arm) 2шт. - рычаг соединяемый с осью флай-бара [10] и предназначеный для поворота оси в подшипниках основания флай-бара [6].

9 - деталь (flybar control rod) 2шт. - которая соместно с основанием рамки [8] образут замкнутую конструкцию (рамку) и имеет "шарик" для "линка". Существуют конструкции с не замкнутой рамкой (раздельными рычагами) и другие конструктивные решения.

10 - ось флай-бара, "ось", "флай-бар" (flybar rod) - ось, которая может вращаться (поворачиваться) в подшипниках в торце основания флай-бара [6] и одновременно наклоняться относительно главного вала, за счёт наклона основания флай-бара.
Служит для размещения лопаток флай-бара [без номера. на рисунке видна только одна лопатка слева], их поворота (изменения угла установки лопаток) и передачи на смесительный рычаг [7] ответного воздействия от лопаток.

11 - штыри питчкомпенсатора, "штыри", "пины" (pin) 2шт. - направляющие для питчкомпенсатора [13] не позволяющие ему поворачиваться относительно главного вала [16] и "хаба" [2] - куда эти штыри и фиксируются. При этом, не должны мешать движению питчкомпенсатора вдоль главного вала.

12 - рычаг питчкомпенсатора (washout control arm) 2шт. - не симметричный рычаг имеющий разные плечи и крепящийся к "слайдеру" [13] на подшипниках. Отношение плечь это: коэффициент передачи управляющего воздействия на флай-бар. Определяет угол установки лопаток флай-бара при заданом наклоне тарелки перекоса [15].
Длинное плечё (как правило) связано с рамкой флай-бара [9] и [8] через тягу ("линк") [В].

13 - основание питчкомпенсатора, слайдер питчкомпенсатора, "ползунок", "слайдер" (washout base) - деталь к которой крепятся своими осями вращения рычаги питчкомпенсатора [12] и перемещение которой вдоль главного вала [16] позволяет не передавать воздействия от движения тарелки перекоса [15] вверх или вниз (при изменении "общего шага") на рамку флай-бара [9] и [8] через "линк" [В].
Фиксация основания питчкомпенсатора от поворота относительно главного вала [16], "пинами" [11] закреплёными в "хабе" [2] через рычаги питчкомпенсатора [12] и радиусные рычаги [14], приводит к фиксации положения внутреней части тарелки перекоса [15В] относительно главного вала [16]. Смещение этого положения фиксации, приводит к нарушению "фаззинга".

14 - радиусные рычаги (radius arm) - рычаги с наконечником (как у тяги) для связи рычага питчкомпенсатора [12] с внутреней частью тарелки перекоса [15В].

15 - тарелка перекоса, "шайба перекоса" (swashplate) - конструкция состоящая из наружней (как правило неподвижной) части [15А] которая через "шарики" и "линки" может управляться от сервомеханизмов.
На данном рисунке, размещение "шариков" в плане имеет угол между ними = 120 градусов (три "шарика").
Между наружней [15А] и внутреней [15В] частью тарелки перекоса находится радиальный подшипник.
Такая конструкция позволяет внутреней части [15В] вращаться вместе с главным валом [16] и при этом передавать на свои "шарики-линки" усилия управления от наружней части.
За счёт "яблока" (шарового шарнира) [15С] расположеного внутри части [15В] тарелка перекоса может наклоняться в двух плоскостях (перпендикулярных главному валу).
Вертикальные движения тарелки перекоса происходят за счёт скольжения "яблока" по главному валу [16] проходящему в центре "яблока", через отверстие в нём.

16 - главный вал, вал, вал ГР, вал ОР, (main shaft) - как правило металический, часто полый внутри вал.
Служит для установки (размещения) на нём всех деталей "головы". Располагается своей нижней частью в подшипниках опор в раме. Приводится во вращение через редуктор какого либо типа от мотоустановки вертолёта.

17 - шаровый наконечник ("шарик") тарелки перекоса короткий.

18 - шаровый наконечник ("шарик") тарелки перекоса длинный. - кроме связи тарелки перекоса с "линком" выполняет функцию фиксатора внешней части тарелки [15А] от поворота. Входит своей протяжённой цилиндрической частью в вертикальную прорезь в специальной стопорной рамке, закреплёной на раме вертолёта.

...
« Последнее редактирование: 15 Февраль, 2011, 19:11:11 pm от AlexSr »
С уважением, Александр Сергиенко  - Пилот Клуба HELI-SPB