Полный сезон отлетал на HPS-2 и HPS-3.
Если для трехлопастного это фактически единственное решение и даже в нем Игорь "заметил" его последствия, то на HPS-2 все сопутствующие "явления" проявились гораздо сильнее.
Поэтому лучше сразу расскажу про HPS-2 и почему ее любят, но большее ее пока не будет!
Итак:
+ мысленно представьте, что демпферов нет (вынули) и полетели... делаем ролл в любую сторону. На что опирается вес модели? Правильно, на хаб! А куда на хаб? А вовсе не в его центр, а в край. А рычаг усилий какой? Правильно, от места крепления лопасти до противоположного конца хаба, то есть на всю длину межлопасного вала и очень далеко от центра вращения. А теперь, в обратную сторону полетели и точка опры сместилась на другую сторону хаба. А напротив на том же валу - другая лопасть, вектор усилия которой зависит от циклического шага и усилия то совпадают по направлению, то нет ...
А теперь разрежем межлопастной вал (лопасти перестанут влиять друг на друга) и закрепим его конец как можно ближе к цетру хаба (центру вращения и приложения усилий), который теперь перестанет "перескакивать" с одной стороны хаба на другую и получаем гораздо более точную механику! ГОРАЗДО! Вертолет летит намного точнее во всех фигурах с вращением (полет с пируэтами, роллами и тп), где этот эффект наиболее сильный!
- И все равно отказались! Почему? - Демпферы! Смещение точки крепления увеличило нагрузку на демфер вдвое, а независимость лопастей еще раз ее удвоила! Они начали сминаться буквально за несколько полетов! Даже если бы они были металлические - их то же бы наверное смяло.
Наверное пока нет материала с достаточной упругостью и такой требуемой жесткостью!
В трехлопстной голове HPS-3 нагрузка на 1/3 меньше, тк демпферов там три и еще меньше (могу ошибатья, но на корень из 3-х) за счет расположения их треугольником, а не в линию... Поэтому там еще как-то держаться самые жесткие какие только бывают пластиковые демпферы с минимально допустимым коэффициентом упругости и прижатые (по факту задавленные) двумя упорными шайбами.
Ну как-то так...
Может пригодится.