Тема: Trex 500. Бортжурнал.  (Прочитано 6465 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.


« : 25 Июль, 2016, 13:15:47 pm »
Давно задумал создать тему про свой первый вертолет.
Соответственно постараюсь вести достаточно подробную хронику от его приобретения после завала у прошлого владельца до текущего момента с фото и видео отчетами.
Возможно,  кому-то что-то из моего опыта пригодится, кто-то сможет дать мне хороший совет.


Глава 1. Приобретение.

Куплен за небольшие деньги следующий немного пострадавший агрегат:
http://forum.rcdesign.ru/f28/thread430253.html
Пострадал после завала микробистом на правый бок. из повреждений - немного погнута балка, кардан, конички, блок крепления хвостовой балки.
Сразу поясняю свою позицию: лишнее платить не люблю, крутить гайки и страдать-разбираться люблю. На тот момент вообще не был уверен что оно мне надо (В наличии из авиации были v911 и cessna corvalis). Теперь летать тоже люблю  :)
За небольшие деньги были приобретены: vbar full size pro, castle talon 90, стеклопластиковые лопасти от Планеты Хобби (вполне приличные на первое время, на мой взгляд, хотя народ их путает с гуано от ХоббиКинг). Вертолет перебран (собран изначально неплохо, но кое-что было явно перетянуто), настроен с помощью Бориса Britva (спасибо ему огромное!).

Глава 2. Настройка, облет.
Почти все детали, кроме кардана и блока крепления были в наличии. Недостающим угостил Борис (копии от Tarot).
Штатный двигатель BL500MX 1600kV с 16-м пиньоном выдал какие-то космические обороты (более 3500). Мерять даже без лопастей было откровенно страшно.
Пиньон поменян на 13ый (по наличию). Оборотов стало мало. 2300-2350. Пока остановились на этом, заказан 14ый пиньон.

При первом подлете сорвало хвост. Борис посадил крутящуюся машину без повреждений. Оказалось, что в блок крепления хвоста от Tarot необходимо вставлять алюминиевую втулку, которая держит конички. Собственно, внутренюю коничку просто выдавило, сточив при этом об блок.
Блок заменян на спешно заказанный оригинальный.

При поездке в Пушкин Николай NicNic (Спасибо ему) помог устранить небольшое гуляние хвоста (неравномерный люфт хвостовых цапф).  Посадка в ямку привела к смерти обоих комплектов коничек, шестерни G2 редуктора хвостовой сервы, держателей тяги хвостовой сервы.
Николай указал следующие проблемы:
1. не вертикальное крепление хвоста-киля.
2. при висении - бабочка с одной, левой стороны диска ротора. Межлопастной вроде бы ровный, подозрение на цапфы-хаб.     

Шестернями (и таротовским блоком крепления хвоста) угостил Анатолий (vtormed), спасибо ему!

Судя по количеству обломанных держателей в доставшемся мне комплекте, это болезнь. Приобретены металлические держатели от Tarot, они точно не сломаются. Заменен комплекты коничек, редуктор сервы.

Глава 3. Отпуск.
Хвост установлен в правильное положение. Сразу же визуально появилсь вибрация хвоста. Удлиннение киля весело играет с амплитудой около 1см!

В отпуске вертолет летал практически ежедневно. Отрабатывал висение всеми сторонами, флипы вперед и назад. В целом все ничего. При посадках убито еще пара комплектов коничек.
Принято решение удлинить киль - для начала прицепил кусок алюминиевого профиля. Облетал, понравилось. Анатолий подал идею усовершенствования и снабдил обломком карбоновой рамы.
На авторынке приобретены черные клепки (оказалось, это дифицит) и сделано карбоновое удлинение киля. Конички пока перестали умирать.

В воскресенье 24.07 установлен 14 пиньон. Обороты подняты до 2500-2600. Вибрация хвоста усилилась. После нескольких флипов на оборотах 2600 обнаружил завал вертолета на правый бок. (висел далеко и высоко)
Причем компенсация стиком элеватора влево дает только временный эффект. Вертолет выравнивается на миг, но тут же продолжает валится вправо. Постоянно дергая стик влево удалось медленно снизится и посадить аппарат без повреждений. Канопа оказалась просто снята с правого крепления вибрацией.
Повторные тесты-подлеты показали - на 2500 вертолет летит, на 2600 vbar валит его на бок. Опять достаточно нервная посадка, но я был готов, высота уже другая. Канопа опять снята.
Собственно, я точно знаю, что кардан кривоват - начну с его замены.
По общению на форуме Игорь Куличик и мой однофамилец Петр намекают на балансировку/кривизну цапф и хаба. Уже второе подозрение на них, начинаю искать внятный аналог. Голова от align мне не очень нравится, та же KDE Direct выглядит надежнее, но цена....

В данный момент ищу:

трубка алюминиевая 6мм стенка 1мм ровная на вал.

Текст будет редактироваться, добавлю фото/видео, пару забавных моментов. Буду благодарен если продолжение истории модераторы будут поднимать под первый пост.
Советы по подаче/составу материала приветствуются.   

Оффлайн 3Daemon

  • Сообщений: 910
    • Igor
    • Volkov
  • Город: городок в Баварии
« Ответ #1 : 25 Июль, 2016, 14:05:05 pm »
В данный момент ищу:
трубка алюминиевая 6мм стенка 1мм ровная на вал.
А чего родной вал от Align не купите?
А так, зайдите в магаз, торгующий алюминиевыми стрелами для спортивной стрельбы из лука. Подберите. У них там правда обозначения ппц, в долях дюймов.

« Последнее редактирование: 25 Июль, 2016, 14:57:44 pm от 3Daemon »

« Ответ #2 : 25 Июль, 2016, 14:54:05 pm »
А чего родной вал от Align не купите?
Вал стоит 900р, доставка 3-4 дня. Трубка не более 50р, но надо понять где взять. В рознице я нахожу их от 8мм пока.
Купить пару метров, нарезать, скрутить одну для теста усилия и все. Хотя чувствую я, что не найду сегодня трубку и закажу оригинал.
 
Может знает кто, почему не делаю карбоновые валы? Карбон плохо работает на кручение? Они бы никогда не гнулись...

Оффлайн shvion

  • Сообщений: 1685
    • Алексей
    • Швионов
  • Город: Химки
« Ответ #3 : 25 Июль, 2016, 16:53:37 pm »
Привет хозяин, ну как же так? 500ка - мой любимый, и всегда рабочий верт. У тебя рядом куча профи и вы не можете его допилить до рабочести? Бред..  Если ничего не получется, но денег не жалко на некоторые доп детали, присылай его мне. Использую свой - как донор и вычислю, откуда у тебя вибра. Потом сам привезу, давно хочу в Питер сгонять на поляну в гости.
PS: мое дело - предложить.

« Ответ #4 : 25 Июль, 2016, 17:27:27 pm »
Привет хозяин, ну как же так? 500ка - мой любимый, и всегда рабочий верт. У тебя рядом куча профи и вы не можете его допилить до рабочести? Бред.. 
Алексей, вопросом вибраций до вчерашнего завала просто не занимался. Увы, я разбираюсь во всем постепенно и решаю вопросы по мере насущности. До того как поставил хвост ровно - вообще о вибрации не знал. пока не поднял обороты (вчера) - не обращал серьезного внимания. Все проблемы буду решать и вылавливать, надеюсь, с помощью местных и не только, гуру.

Если ничего не получется, но денег не жалко на некоторые доп детали, присылай его мне. Использую свой - как донор и вычислю, откуда у тебя вибра. Потом сам привезу, давно хочу в Питер сгонять на поляну в гости.
PS: мое дело - предложить.
Денег с учетом разумности не жалко. Напрягает необходимость заказывать детали по одной и платить/ждать пересылку с Москвы (Китая). Годного магазина в Питере я не нашел. 
Приезжай со своим, вместе на поле вычислим. :)

Я так когда-то первую машину свою обслуживал.. у друга была такая же 21130 и все жуки вылавливались перестановкой деталей. Диагностика очень упрощается, когда рядом есть рабочий донор.

« Ответ #5 : 27 Июль, 2016, 13:06:58 pm »
Оказалось что возможности редактировать предыдущие сообщения нет. Сам журнал попробую завести где-нибудь в более удобном месте.
Так что буду дополнять по мере возможности новыми сообщениями.

Фото удлиненного киля. 15 минут времени, 2 клепки, гравер.
Вот на этом  болте держалась голова у предыдущего хозяина вертолета.

Насчет трубки - нашел где взять, но они шевелятся оч. медленно. С тоски распилил 2 своих кривых вала - тарот и оригинал.  Тарот имеет толщину стенки всего 0,2мм, но это не алюминий. Металл намного тверже, может даже нержа. Оригинал - честные 0,5мм.

В итоге заказан оригинальный вал и металлический фиксатор хвостового редуктора. У моего пластмассового просто отсутствовал штифт для фиксации вертикального положения редуктора, и хвост крутился в разные стороны по желанию.

Нужен совет по установке вала - хочу установить 2 подшипника с двух сторон вала на расстоянии ~ 10см от хвостовиков. Мне кажется это правильнее чем 1 подшипник. Это ж будет точно не хуже? :) Фиксировать подшиники на цианокрилат, или есть еще идеи?
Я зажимал их с 2х сторон термоусадкой с клеем, но то ли при извлечении вала, то ли при работе (что кажется опаснее) она смялась и подшипник гулял ~5-6мм.   


Оффлайн Sergeev

  • Сообщений: 662
    • Сергей
    • Сергеев
  • Город: Санкт-Петербург
« Ответ #7 : 27 Июль, 2016, 22:41:40 pm »
Если не ошибаюсь, для борьбы с вибрацией на 500-Pro производитель поднял обороты до 3000-3200.

Оффлайн Владимир Сатушев

  • Сообщений: 106
  • Город: г.Усть-Каменогоск , Казахстан
« Ответ #8 : 28 Июль, 2016, 07:19:31 am »


Нужен совет по установке вала - хочу установить 2 подшипника с двух сторон вала на расстоянии ~ 10см от хвостовиков. Мне кажется это правильнее чем 1 подшипник. Это ж будет точно не хуже? :) Фиксировать подшиники на цианокрилат, или есть еще идеи?
Я зажимал их с 2х сторон термоусадкой с клеем, но то ли при извлечении вала, то ли при работе (что кажется опаснее) она смялась и подшипник гулял ~5-6мм.   

я довольно давно ставлю 2-а подшипника ................. и, наверно , это точно не хуже )) клею на циакрин - гель , наношу оч. тонкий слой на вал в нужном месте и надвигаю подшипник , проблем с монтажем , демонтажем и эксплуатацией не было.........
« Последнее редактирование: 28 Июль, 2016, 07:24:49 am от Владимир Сатушев »

Оффлайн shvion

  • Сообщений: 1685
    • Алексей
    • Швионов
  • Город: Химки
« Ответ #9 : 28 Июль, 2016, 11:50:48 am »
Я для начала сделал бы все необходимые апгрейты. И начал бы с головы. Штатная не обжимает бошку на основном валу. Со временем разбалтывается и начинает качаться. Тарот решил этот вопрос ..

Оффлайн Yuryev.Nikita

  • Сообщений: 15
    • Никита
    • Юрьев
  • Город: Азов
« Ответ #10 : 28 Июль, 2016, 13:12:24 pm »
Вопрос какие вибрации  (диапазон вибраций) приемлемы для 500 рекса. у меня выше 200 даже максимальные не проскакивали
вертолет - Trex 500 EFL pro, все стокове

« Ответ #11 : 28 Июль, 2016, 15:19:06 pm »
Если не ошибаюсь, для борьбы с вибрацией на 500-Pro производитель поднял обороты до 3000-3200.

Этим может быть получится снизить амплитуду... причина то никуда не пропадет.

Я для начала сделал бы все необходимые апгрейты. И начал бы с головы.
На данный момент голова на валу по моим ощущениям не люфтит (Люфтила с кривым винтом на фото выше). Оно можно конечно, купить сразу все апгрейдное... пока постараюсь с причиной разобраться.

Вопрос какие вибрации  (диапазон вибраций) приемлемы для 500 рекса. у меня выше 200 даже максимальные не проскакивали

Значит кардан добавлял своих вибраций, но не был основной причиной. Остается у нас:
1. основной вал (вроде как ставил новый из доставшегося ЗИП).
2. промежуточный (вроде как тоже ровный).
3. хаб+цапфы.
4. шестерни.
Начну, видимо, с основного вала.
Можно еще голову снять... но без нее даже неровность основного вала, боюсь, не будет показательна.   

Если что - заказывать оригинальный вал, или есть варианты лучше/интереснее?

« Ответ #12 : 29 Июль, 2016, 11:28:49 am »
На поле Александр Слепцов (Спасибо ему!) быстро определил основную беду:

После установки нового комплекта карбоновых лопастей ХР (вот так все банально) все стало значительно лучше.
Плюс надо убирать люфт хвостовых цапф...

Оффлайн Magirus

  • Сообщений: 46
    • mgklyon
    • Максим
  • Город: Краснодарский край
« Ответ #13 : 09 Август, 2016, 22:22:21 pm »
убирать люфт хвостовых цапф...

меня Влад Захаров "iamvlad" научил вибрацию в 500-ке искать так: разбираешь всю тушку - смотришь внимательно раму, мотор и каждую деталь, затем постепенно собираешь вертушку с установкой мотор/регуль - запустил и проверил вибрацию, дальше ставишь голову и опять проверяем вибрацию....затем хвост и в конце лопасти. На каком то этапе все равно увидишь прогресс в вибрации!!!
T-REX 600/G-500

« Ответ #14 : 11 Август, 2016, 12:12:47 pm »
Глава 4. Победа над вибрациями.

Наверное, победой это назвать сложно, но вибрации на данном этапе не мешают летать, вертолет ведет себя намного более предсказуемо и не *колбасит-унитазит* в случайных направлениях.
Летать стало легче вразы.
Александр Слепцов помог банально отбалансировать лопасти ОР (разница была в 0,5г) . Лопасти ХР заменены с битых пластмассовых на карбон без доп. балансировки. Осталась проблема с неравномерным люфтом цапф ХР, но она уже не так гадит жизнь.
Можно спокойно тренироваться :)

 
искать так: разбираешь всю тушку
На самом деле спектральный анализатор достаточно явно показывает, какой узел проблемный. Разбирать все особой необходимости нет, только что подшипники проверить :) Частоты двигателя, ОР, ХР значительно отличаются друг от друга. Смотришь на какой частоте пики (vstabi подсказывает обороты) и разбираешься с конкретным узлом.