Маленькое предисловие: После некоторого перерыва в хобби (протяженностью почти в 2 года) я постепенно возвращаюсь к любимым моделькам. За это время кроме пенолета, сима и мелкой сосной шняги у меня ничего не было. Форум читал постоянно, всегда следил за новинками и ностальгия по моделям постепенно задушила жабу.
Для «возвращения» был выбран TRex-500 ESP 3G. Но начитавшись о качестве серв Align, мне жутко хотелось по приезду кита вертолета, поменять их сразу на что-то хорошее, на пример на JR3517MG или Futaba BLS153. Единственное что меня останавливало в выборе этих серв, это совершенно не бюджетный ценник этих серв (90$ - JR и 120$ - Futaba).
К этому времени в продаже начали появляться сервы и приемники нового детища Футабы «S.BUS». «Новое» у меня всегда ассоциировалось с «лучшее» и когда этого нового у меня нет, то у меня как, и у Димки Пираньи, начинают чесаться руки. И пока не пощупаю и не протестирую новое, не могу успокоиться.
Ну а теперь по теме: Обнаружив в линейке «S.BUS» серву S9071SB, я перестал спокойно спать.
Размеры: 36 x 15 x 29mm
Усилие: 4.8V / 4 kg-cm, 6.0V / 5 kg-cm
Скорость: 4.8V 0.15 sec/60°, 6.0V 0.11 sec/60°
Вес: 25g
В выборе этой сервы, останавливало только одно – шестерни пластик, а подталкивало сразу несколько факторов: вполне бюджетная цена в 60$, неплохие характеристики и конечно новое и пока непонятное слово «S.BUS».

Около месяца меня колбасило в муках выбора. И вот перед поездкой на Хелимастерз 2010, я таки сделал заказ на башне: 6 серв S9071SB и 2 приемника R6108SB.
Сразу же предвижу вопрос "Зачем 6 серв и 2 приемника, если достаточно 3 сервы и 1 приемник?" - т.к. я не супер мега пилот и летаю после длительного перерыва, откровенно хреново, и отжечь и вывернуть на изнанку эти сервы, не смогу. По этому, один комплект серв и 1 приемник планирую передать для отжига и теста, супер мега пилоту. К тому же не за горами выход в свет мечты - Logo 400 carbon.
И вот сегодня я получил заветную коробочку с девайсами.
[attachthumb=#1]
В комплектации все как обычно, стандартная коробочка от Футабы, мануал, качалки и собственно сама серва. Добавился только стикер с номерами каналов.
[attachthumb=#2]
Еще один маленький момент. Когда заказывал сервы, исходя из собственных умозаключений и полагаясь на свою интуицию, пришел к выводу, что шестерни в этой серве должны быть очень похожи на шестерни Футабы 9650. И на всякий случай заказал 6 комплектов шестеренок 9650.
[attachthumb=#3]
Как оказалось, интуиция меня не подвела. В ней действительно стоят шестерни 9650.
[attachthumb=#4] [attachthumb=#5]
Такой оборот, меня очень даже порадовал. Теперь эти сервы можно превратить в S9071SB-MG, путем установки такого гирсета.
Остается только одна проблема. Как подключить S.BUS сервы к флайбарлесс системе 3G. Судя по описанию, они подключаются на одну шину.
Вообщем подключив серву к приемнику в канал S.BUS, как я и предполагал, серва была запрограммирована на 1 канал. Девайс который позволяет программировать каналы в этих сервах SBC-1, я не заказал, т.к. я хотел USB девайс CIU-2, тот самый которым программируют Футабовскую 520 гиру и который позволяет больше, чем просто установку номера канала. Но на момент заказа его не было в наличии.
Внимательно изучив предупреждения, описанные в инструкции к серве, и не найдя там ничего что говорило бы, что эту серву нельзя подключать в обычный канал приёмника, я воткнул ее во второй канал. Отправить на тот свет 200$ (серва + приемник) я был не готов, по этому включение тумблера питания приемника, мне далось тяжело. Какова была радость, когда после щелчка тумблера серва «запела». Вздохнув с облегчением я подключил остальные сервы.
Значит эти сервы могут работать и на шине S.BUS и на любом канале приёмника. Спустя некоторое время, на обратной стороне коробки от сервы я прочитал надпись, написанную мелким шрифтом: «The S.BUS Servo is available for both conventional radio control systems and S.BUS system»
После прочтения этого, из меня так и пёрли лестные слова в адрес Футабы, нельзя было это написать в описании сервы…
Вообщем для себя сделал вывод такой. Данная серва является реинкарнацией хорошо известной 9650, за исключением чуть большего усилия и скорее всего – других мозгов и электроники, т.к. 9071 является программируемой.
Теперь, пока метал гирсет в пути, осталось поставить их на Рекса и можно начать тестирование в поле.