RCHeliClub.ru
Технический раздел => Силовая установка => | Электро | => Тема начата: aarc от 03 Октябрь, 2010, 23:12:18 pm
-
Сегодня на Рексе 500-ке, нагружая моторчик, заметил падение мощности, но не придал этому значения, списал на поношеные паки. Но вот на одном из полетов отчечка началась раньше обычного. Сажаю вертолет. От него пахнет жареным маслом. Трогаю мотор - обжигает. На статоре ИК термометр показал 109 градусов, на роторе 85С. Пак сильно разряжен. Дал мотору отстыть, сделал еще одни вылет - явно сильно упала мощность, хотя обороты на висении держит нормально, но температура высокая. Дома разрбрал мотор, никаких явных признаков горелой обмотки не увидел. Скорее всего где-то в обмотках КЗ. Точного ом-метра нет, поэтому сказать что-то внятное о сопротивлении обмоток не могу. Тестер на всех трех показал 0.4Ом. Ясно, что это враки и сильно выше сопротивления по ТТХ.
Решил посчитать что же у меня с мотором получается по налету, может на пенсию ему пора. Получилось следующее:
Мотор сделал 530 вылетов по 4:30 мин в среднем. Что в сумме дает 2385 минут или 40 часов! Если пересчитать в минуты налета на ДВС 50-ке, то это будет равно 30 галлонам топлива. Моторчик рассчитан на 6 банок, на всю дорогу трудился на 8 банках, поэтому работал с превышением своей номинальной мощности и оборотов. Родные подшипники отходили около 450 вылетов, после чего поставил керамические. Они сейчас в норме. Вот такая история одного мотора для статистики.
-
Может ему нужно дать второй шанс? т.е. перемотать?
-
Да вот смотрю на него и есть желание смотать всю обмотку, посмотреть, что там внутри.
-
лучше сначала проверь межфазное - может обмотки целы, а вот магниты кончились.
пс на всякий случай : межфазное сопротивление легко померить обычным вольтметром - меряем падение напр на каждой обмотке на токе 1а - показания вольтметра будут равны сопротивлению в Ом (обычно для наших моторов 0,009-0,06). источник тока - любой низковольтный стабилизатор с включенным последовательно резистором с сопротивлением равным напряжению источника (например источник 5в + резистор 5Ом, на худой конец батарейка 1,2В + резистор 1,2Ом)
-
Дима, спасибо! Попробую поколдовать в этом направлении. Есть у ICharger такая функция: нагрев нихромовой проволоки для резки поролона. Думаю, можно приспособить для проверки падения напряжения в обмотках.
-
Неужели магниты за 500 вылетов могут умереть? Вроде сильно моторчик не перегревался. Как тогда проверить магниты, есть метода ?
-
Неужели магниты за 500 вылетов могут умереть? Вроде сильно моторчик не перегревался. Как тогда проверить магниты, есть метода ?
Угу. Обычно после полета на роторе было около 50С-55С летом. Да и магниты вроде как в порядке. По крайней мере при сборке статор запрыгивает внутрь ротора как шарик для пинг-понга в пылесос. И потом, моторчик скис за 4-5 полетов в течение которых я старательно отрабатывал биг-бен по 2-3 оборота за раз. Может мотор уже был на подходе, а может продолжительная нагрузка его прикончила...
Тема с перемоткой становится все ближе. :)
А пока придется летать на стоковом 6S и на паках от Атома. Долго я этого не выдержу. :)
-
Насчет 500 не 500 вылетов сказать сложно. Но магниты тоже как бы изнашиваются.
Где-то читал, что за год примерно на 5% магнитная индукция уменьшается. А если греть градусов до 80, то могут помереть и по раньше.
Температура, вибрация, падения, перемагничивание - враг магнита. Я недавно решил магнит дремелем под размеры подогнать - магнитная сила резко уменьшилась примерно в половину. Хотя вроде не грел сильно, снял всего порядка 0.5 мм на магните 5мм. Неодимовые магниты боятся нагрева.
Обычно рабочая t - 80 -100 гр.
У Олега, скорее всего короткое между витками.
-
А у тебя моторчик обычный, на 12 ламелей статора? Если такой, то тип намотки и прочие моменты- известные.
-
Мне кажется пустые хлопоты. Если мотор несколько раз был перегрет то магниты на выброс, никакая перемотка не вернет ему мощность.
-
Померял сопротивление по методу, предложенному Димой. Для питания использовал ICharger в режиме резки поролона. Ток сначала взял 1А, но напряжение на вольтметре было достаточно низкое. Увеличил ток до 5А и цифры стали более внятные. Итого получилось:
Номинальное сопротивление по мануалу: 0.018Ом
Измеренное:
1 - 0.022Ом
2 - 0.022Ом
3 - 0.025Ом
Третья пара явно выбивается из общей картины. Попробую снять обмотки.
-
разброс 0.022-0.025 вполне в рамках, всегда на несколько единиц расходятся ( у меня хакер был 0.026-0.031 и жужжжал ;) , пира вот тоже 0.029-0.031).
может или одна из обмоток звенит (расклеилась внутри, тогда конечно мотать), или все-таки магниты.
-
Попробовал смотать обмотки. Фигвам.
Снять арматуру с обмотками не удалось, начал скручивать провода прямо на месте, но там все сильно залито лаком. При раздирании провода просто рвутся. Видимо надо было замачивать в керосине. :D
В общем, на выброс этот мотор. На него уже жалко смотреть. Ну разве только ротор с магнитами кому пригодится. Еще снял передний подшипник (все же керамика), задние мелкие подшипники вытащить не удалось. Один разрушился и внешняя обойма застряла в статоре.
PS будет обидно, если причина окажется в регуляторе. :-[
-
PS будет обидно, если причина окажется в регуляторе. :-[
Знакомая ситуёвина G-). По ходу мы все одними дорогами ходим :'(.
-
Олег, только не выбрасывай. Лучше отдай, может кто сможет сделать его.
-
Олег , надо было разобрать корпус на две части, а после начинать сматывать с самой верхней обмотки ,иначе ни как.
-
Олег , надо было разобрать корпус на две части, а после начинать сматывать с самой верхней обмотки ,иначе ни как.
Коля, да фиг уже с ним. Было интересно посмотреть, действительно ли причина в обмотках, но как разделить статор на две половинки, я так и не понял, там похоже арматура статора вклеена намертво, да еще и забита шпонка чтобы арматура не проворачивалась. Честно говоря времени просто жалко. За 65 долларов на флаин-хобби закажу новый мотор да и всего делов. Раз в год можно немного разориться.
-
Мне кажется пустые хлопоты. Если мотор несколько раз был перегрет то магниты на выброс, никакая перемотка не вернет ему мощность.
Ну если чо-скорпион использует особый тип магнитов которые по словам хозяина конторы(я с ним много общался) выдерживают около 200градусов нагрева безболезненно!
История рождения моторов скорпион вкратце следующаяя
Джорж (основатель конторы) спортсмен в прошлом и занимался гонками на самолях(на калилках летал) а там к моторам предъявляются особые требования, так вот в эру электричества Джорж решил сделать выносливые моторы способные выносить "гоночные нагрузки", и именно поэтому к подбору магнитов он и его иженеры подошли очень серьезно, так что повышеные температуры магнитам скорпионовским вряд-ли могут смертный приговор подписать ;)
-
Да бывают такие магниты:
"Магниты NdFeB имеют широкий диапазон рабочих температур (от -40 0С до +150 0С), некоторые их виды можно использовать вплоть до 200 0С, однако, они имеют пониженные значения магнитных характеристик по сравнению с остальными марками."
Полностью читать здесь. (http://www.ndfeb.ru/articles/how.htm)
-
Вить, в Мире есть много вещей о которых товарищ Д.П. Походенко может и неподозревать ;)
-
Спор не стоит выеденного яйца. 65 долларов по нынешнему курсу это 2000 рублей. Делить на 530 полетов - это 3 рубля 77 копеек за полет. Халява, господа. имхо, проще эти деньги отработать и купить новый мотор с известным результатом.
-
Вить, в Мире есть много вещей о которых товарищ Д.П. Походенко может и неподозревать ;)
Димон, а как думаешь, почему моторы Скорпион отличаются низкой эффективностью? Как сам думаешь?
Спор не стоит выеденного яйца. 65 долларов по нынешнему курсу это 2000 рублей. Делить на 530 полетов - это 3 рубля 77 копеек за полет. Халява, господа. имхо, проще эти деньги отработать и купить новый мотор с известным результатом.
А поколхозить, а новые знания про магниты получить?
Если бы ты тему не создал, я бы про магниты, например, много нового и не узнал.
-
Вить, яж не спорю:) Я размышляю просто :)
-
Да бывают такие магниты:
"Магниты NdFeB имеют широкий диапазон рабочих температур (от -40 0С до +150 0С), некоторые их виды можно использовать вплоть до 200 0С, однако, они имеют пониженные значения магнитных характеристик по сравнению с остальными марками."
Вить, там же дальше написанно:
В настоящее время магниты NdFeB доступны с присадками из различных материалов, такими как диспрозий, кобальт, ниобий, ванадий, галлий и т.д. Добавление данных химических элементов ведет к улучшению стабильности магнита с температурной и коррозионной точек зрения. Эти модифицированные магниты могут быть использованы до температур +220 0С. Для успешного использования при повышенных температурах дизайн магнитной цепи должен быть оптимизирован с точки зрения минимизации процессов размагничивания при высоких температурах.
И вот, скажем характеристики магнитов неодимовых (http://www.supermagnet.ru/index.php?view=content&pname=tth) (внизу страницы). Из доступных тут, у нас...
-
В быту, магниты на 200 С как бы и не нужны. Поэтому их купить не реально.
В целом, утверждение о том, что у "высокотемпературных" магнитов характеристики хуже чем у "низкотемпературных" верное.
Косвенно, низкие характеристики эффективности Скорпионов это подтверждают.
Мой опыт с этими моторами такой:
дури реально много, но и батарейку жрет тоже не реально быстро.
Имхо, лучше бы ставили магниты с температурой градусов 120, но зато эффективность была бы 90%. В итоге, моторчик грелся бы меньше, и мог переварить больше подведенной мощности при прочих равных. Недавно попадалась статейка, правда про генераторы, там увеличение эффективности на 0,1% приводило к очень хорошему увеличению выработки энергии. Электромотор - машина обратимая. Значит, все что справедливо для генератора, справедливо и для мотора.
-
Мой опыт с этими моторами такой:
дури реально много, но и батарейку жрет тоже не реально быстро.
В целом логично. Закон сохранения энергии :-). Если пилоту становится веселее, значит кому-то должно становиться грустнее. В нашем случае это паки, из которых Скорп сосет хорошие токи.
-
Сейчас паки с хорошей токоотдачей не вопрос, поэтому скорп неплохой вариант.
-
Однако проблема была не в моторе.... как это ни печально, но дело было в регуляторе СС ICE 75, у которого от вибрации отвалился и улетел один электролитический конденсатор. Конечно, сложно не заметит такую пропажу, но я это дело заметил только после демонтажа регулятора с вертолета. В ЧипДипе купил похожие по номиналу конденсаторы. Были 560мкФ 35В, стали 470мкФ 35В. В эти выходные облетал регулятор. Летит как и прежде. Мотор правда уже другой, но аналогичный: Гиперион 3026-1210.