RCHeliClub.ru
Технический раздел => Механика => | Прочее | => Тема начата: Baratynsky от 12 Май, 2010, 23:54:05 pm
-
Уважаемые софорумчане.
В теме о Tarot 450 - http://www.heli-spb.ru/forumheli/index.php?topic=3933.msg42130#msg42130 был поднят интересный вопрос. В конструкции ротора 450-ки рычаги цапф находятся сзади лопасти, в то время как в некоторых других моделях например Mini Titan рычаг цапфы находится впереди лопасти по ходу ее движения. Опытные пользователи и тех и других систем сделали заключение, что в конструкциях с рычагом цапфы спереди вертолеты в пилотаже ведут себя более гладко. Особенно это хорошо чувствуется в воронках и виражах.
(http://www.heliland.com/catalog/images/Mini_Titan.jpg)
Почитав это обсуждение и заручившись советами коллег я решил попробовать переделать ротор 450-ки так, чтобы рычаг цапфы был спереди лопасти по ходу движения и вот что у меня получилось.
1. Поначалу я подумал, что для такой перестановки достаточно будет просто повернуть вилочку в рамке сервооси, что даст возможность разместить рычаги цапф на противоположной стороне. Однако проделав эту операцию выяснилось, что длинная тяга коромысла от того же рычага, идущая к тарелке перекоса начинает подтирать в винт рычага нижнего подвижного слайдера.
2. Пришлось переворачивать нижний слайдер ротора вверх-тармашками и это привело еще к двум доработкам.
3. После переворота нижнего слайдера обнаружился перекос тяг, идущих к рамке флайбара. Чтобы избавиться от этого пришлось повернуть и рамку.
4. Все встало хорошо и ротор заработал, но нижний слайдер ротора несиметричен и снизу имеет выступ втрое больше чем сверху. При перевороте это сильно ограничило движение тарелки и всей механики ротора вверх. Пришлось спилить напильником. Вышло вот так. (Позже аккуратно снял фаску, почистил и смазал)
(http://img691.imageshack.us/img691/3160/dsc09253fm.jpg)
Вот собственно конверсия и была завершена.
Получилось вот так:
(http://img440.imageshack.us/img440/450/dsc09261.jpg)
(http://img22.imageshack.us/img22/4625/dsc09259u.jpg)
Далее последовал этап настройки аппаратуры и углов лопастей.
На аппаратуре в свошмиксах пришлось заменить значение PITCH на обратное. Было -64 - стало +64. Врубил холд, выставил 0 на аппаратуре, настроил ноль на лопастях. Короткие тяги пришлось уменьшить до упора, длинные подкорректировал. Дальше проверил максимум углов и минимум - получилось как положено +11 -11 градусов. Завел, покрутил в холде, все работает, покрутил ротор без лопастей - крутится без вибраций лишних. Все как раньше. Одел лопасти, немного покрутил ротор - устранил минимальную бабочку. Буквально 2 полуоборота на длинной тяге одной из лопастей.
Сделал то, что дома никогда делать нельзя. Раскрутил ротор на 50%. Дал поработать. Ничего не заклинило, не оторвало, не закусило. Осуществил короткий подлет на 20 см над полом. Взлетает как раньше, висит стабильно. Все как было раньше. Конверсия работает. Осталось только выйти в поле и попробовать пилотировать.
-
все классно.
за исключением двух момЭнтов.
1. почитайте теорию и практику настоек головы, узнайте что такое привод по передней или задней кромке, дельта и проч. вещи очень даже полезные для понимания и настройки (странно что народ мало интересуется теорией/практикой :( ).
2. задумайтесь, если голову трекса конструировали и делали грамотные инженеры и тестили супер пилоты - неужели просто так "на коленке" можно все улучшить? ;)
пс
на последок - "переворот" головы трекса делался не раз и не два, в основном для придания ему ф3ц-шных качеств. сильно пока никому не помогло.
на фото - вариант ноба мураки (приносил похвастаться). через пару месяцев он просто поставил голову сильфида :)
-
на последок - "переворот" головы трекса делался не раз и не два, в основном для придания ему ф3ц-шных качеств. сильно пока никому не помогло.
на фото - вариант ноба мураки (приносил похвастаться). через пару месяцев он просто поставил голову сильфида :)
Только помоему на русскоязычных форумах информация об этом весьма скудна.
Понятно что в Алайне не дураки. Интересно же просто посмотреть как будет себя вести подобная система с легкими серволопатками и средними демпферами - может можно получить стабилизирующийся в полете и верткий верт. Мини-титан ощутимо отличается от Рекса, может можно приблизить Рекс к Титану.
Не понятно что вы так пренебрежительно наехали на человека с "теорией" - как раз в полетах со скоростью разница и будет(воронках и виражах) как и выразился автор темы.
Опытные пользователи и тех и других систем сделали заключение, что в конструкциях с рычагом цапфы спереди вертолеты в пилотаже ведут себя более гладко. Особенно это хорошо чувствуется в воронках и виражах.
А какую теорию вы предлагаете? Статья Колина Мила и переводы журналов от aarc`a? Там тоже качественное объяснение и его там мало. Такая нечеткая теория.
-
Ну я сегодня просто перебирал голову и решил попробовать пересобрать зеркало. На выходных попробую в полете. Хочетя понять и ощутить разницу. Лучше или хуже получится, плавнее или вертлявее будет. Просто эксперимент не более того.
-
Я так делал. Были на то причины (http://helimania.ru/index.php/component/idoblog/viewpost/741). :-[
(http://helimania.ru/images/idoblog/upload/systemhalted/si857690.jpg)
Стабильней вертолет не стал, да и вообще разници никакой не почувствовал...
-
Я так делал. Были на то причины ([url]http://helimania.ru/index.php/component/idoblog/viewpost/741[/url]). :-[
Жесть.
1. почитайте теорию и практику настоек головы, узнайте что такое привод по передней или задней кромке, дельта и проч. вещи очень даже полезные для понимания и настройки (странно что народ мало интересуется теорией/практикой
Я так понял что штатно на 450 рексе не нулевая дельта (положительная, не корректирующая)? Такую как раз и делают в f3c?
А у мини титана нулевая?
-
to VladimirVF Дмитрий не на кого не "наезжал". Сленгом рекомендую не пользоваться, здесь в основном люди взрослые и культурные.
По-поводу теории , вы правильно поступили что её почитали. Есть интересные моменты. Дельта 3 служит для коррекции махов лопастей и соответственно реакции вертолёта.
Перевод Колина Милла в исполнениии ААRC - это то немногое , что к сожалению есть. Если у вас есть желание, то в и-нете можно много материалов обнаружить (правда на оригинальном языке). ;)
-
Опытные пользователи и тех и других систем сделали заключение, что в конструкциях с рычагом цапфы спереди вертолеты в пилотаже ведут себя более гладко. Особенно это хорошо чувствуется в воронках и виражах.
может есть смысл для гладкого полета поэксперементировать с флайбаром (длина, загрузка, размер лопаток)? не уверен что выйдет, но по крайней мере это проще, быстрее и понятнее в настройке и эффект почуствуете - работа фб намного больше зависит от индивидуальных особенностей модели (реальных оборотов, скорости серв, веса и тд).
пс
про опытных пользователей: когда янгблад+джейар выпустили "шайбу 140град", все дружно (и я в том числе ;) ) бросились переделывать модели и мудрить с аппаратурой... чуть позже в нете возник глухой ропот от переделавших "где разница, зачем оно было надо?..." на что кертис ответил примерно дословно: "если вы опытный пилот-эксперт, и летаете ф3ц на уровне мировых чемпионатов, тогда в статике вы заметите чуть более точное и ровное поведение модели..." :D
-
;D
-
Я так делал. Были на то причины ([url]http://helimania.ru/index.php/component/idoblog/viewpost/741[/url]). :-[
Стабильней вертолет не стал, да и вообще разници никакой не почувствовал...
Почитал веточку про аппу от E-sky. Мне кажется там все-таки есть нужные реверсы (сзади в батарейном отсеке есть еще 2 переключателя). Но суть не в этом. Здорово, что я не пионер. Облётывать в субботу будет не так страшно. Для меня это просто эксперимент, не более того.
-
to VladimirVF Дмитрий не на кого не "наезжал". Сленгом рекомендую не пользоваться, здесь в основном люди взрослые и культурные.
По-поводу теории , вы правильно поступили что её почитали. Есть интересные моменты. Дельта 3 служит для коррекции махов лопастей и соответственно реакции вертолёта.
Перевод Колина Милла в исполнениии ААRC - это то немногое , что к сожалению есть. Если у вас есть желание, то в и-нете можно много материалов обнаружить (правда на оригинальном языке). ;)
А не подскажете где почитать нужную теорию?
P.S. Извините, за наглую эксплуатацию и попытку избавить себя от гугления.
-
Опытные пользователи и тех и других систем сделали заключение, что в конструкциях с рычагом цапфы спереди вертолеты в пилотаже ведут себя более гладко. Особенно это хорошо чувствуется в воронках и виражах.
может есть смысл для гладкого полета поэксперементировать с флайбаром (длина, загрузка, размер лопаток)? не уверен что выйдет, но по крайней мере это проще, быстрее и понятнее в настройке и эффект почуствуете - работа фб намного больше зависит от индивидуальных особенностей модели (реальных оборотов, скорости серв, веса и тд).
пс
про опытных пользователей: когда янгблад+джейар выпустили "шайбу 140град", все дружно (и я в том числе ;) ) бросились переделывать модели и мудрить с аппаратурой... чуть позже в нете возник глухой ропот от переделавших "где разница, зачем оно было надо?..." на что кертис ответил примерно дословно: "если вы опытный пилот-эксперт, и летаете ф3ц на уровне мировых чемпионатов, тогда в статике вы заметите чуть более точное и ровное поведение модели..." :D
+1. Под столом :) Для меня целью переделки был больше технических эксперимент можно-нельзя, полетит-не полетит. Я пытался найти инфу о таких переделках в русском или английском интернете, но не нашел. Видно неверно поисковый запрос поставил поисковым машинкам, тем более интересно мне стало это попробовать.
-
А вы что хотитите, что бы само полетело , да пирофлипы попёрли :D Нужны годы тренировок , что бы знать и понимать , где рулишь ты , а где верт. Только прошу, без обид.
-
А вы что хотитите, что бы само полетело , да пирофлипы попёрли :D Нужны годы тренировок , что бы знать и понимать , где рулишь ты , а где верт. Только прошу, без обид.
Я не понял ко мне ли этот комментарий. Если ко мне - то нет. Я учусь летать как и все. Летаю как могу. Писал же уже. Вечер все-равно был посвящен переборке головы с заменой гнутого хаба. Просто пытливый ум захотел попробовать - что получится. Механика работает. Верт вроде летает. Как именно летает - попробую в поле. Думаю я со своим опытом разницы и не замечу. Никаких обид здесь быть и не может. Мы делимся полезным опытом. А пирофлипы попрут. Мозг и руки уже включаются, упражнения с пируэтами делаю. В реале уже пробую круги с пируэтами и пролеты с ними же делать. Попрут как миленькие
-
to Baratynsky: В самостоятельном поиске и заключается ценность полученной информации;) Не ленитесь, мне некогда проделывать за вас работу...
А что касается переделок, то мне думается нужно точно знать как "эта железка работает" и "что я хочу изменить", но это чисто субъективно ;)
P.S. Потратьте свою энергию лучше на СИМ или теорию ;)
P.P.S. Но тот факт, что вы владеете напильником - респект ;)
-
Я пытался найти инфу о таких переделках в русском или английском интернете, но не нашел. Видно неверно поисковый запрос поставил поисковым машинкам, тем более интересно мне стало это попробовать.
рекомендую запросы
Delta-3
Pitch-Flap Coupling
Leading edge control vs. trailing edge
-
:круто:
-
to Baratynsky: В самостоятельном поиске и заключается ценность полученной информации;) Не ленитесь, мне некогда проделывать за вас работу...
А что касается переделок, то мне думается нужно точно знать как "эта железка работает" и "что я хочу изменить", но это чисто субъективно ;)
P.S. Потратьте свою энергию лучше на СИМ или теорию ;)
P.P.S. Но тот факт, что вы владеете напильником - респект ;)
Сим у меня неотъемлемая часть жизни. С читкой теории сложнее. Времени обмаль, глаза от компа за 9 рабочих часов уже вылезают из орбит. Но читать буду. Тема-то интересная. А кулибины то они ведь сначала мудрят, а потом читают. Изобретение - это творческий поиск. Теоретиков тысячи - изобретателей единицы
-
Так и я каждое утро начинаю с Визина, уж не обессудь ;)
-
Я пытался найти инфу о таких переделках в русском или английском интернете, но не нашел. Видно неверно поисковый запрос поставил поисковым машинкам, тем более интересно мне стало это попробовать.
рекомендую запросы
Delta-3
Pitch-Flap Coupling
Leading edge control vs. trailing edge
А я искал "тюнинг головы 450 рычагом вперед"
-
переводы кажется видел в блоге aarc.
-
По теориии, надо бы конечно почитать серьёзные книги...
К стати - сорри! Чё то я "дельту" - обозвал "альфой" :-[ Склероз замучил...
Подкину ссылки, что нашёл у себя сходу
http://www.copters.com/helo_aero.html#concepts - англоязычное
http://pslan.com/details.php?id=114044&dllist=1#leechers - много книг
http://www.torrentreactor.net/torrents/2459963/%D0%90%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F - много книг
По поводу эксперимента.
Для того, что бы заметить реакцию (точнее её изменение), нужно летать на МЯГКИХ демпферах.
Тогда, перемещения (наклоны) промежуточного вала в хабе, а следовательно "маховые" движения цапф будут иметь существенное значение (миллиметр-два). Вот этот миллиметр - преобразуется в изменение угла установки лопасти.
А если демфера жёсткие или совсем отсутствуют - не произойдёт ничего. Разницы не будет в принципе.
Так как не будет никакого движения цапфы и её рычага в вертикальном направлении при "махе" лопасти.
Чего и добиваются по сути, в бесфлайбарных "головах" - полной линейности реакции механики, так как "рулит" - электроника.
-
У меня демферы стоят которые шли с элайновым хабом. По 2 резиновых колечка. На мой взгляд они достаточно мягкие. За ссылки спасибо. Я конечно начал рыть поиском, но убил время, нашел английские сканы книг с кучей интегралов. Увы мне трудно будет что-либо понять в такой литературе. Теорию почитаю обязательно. Интересное дело
-
Так я ничего и не нашел. Мож кто в двух словах скажет про эту дельту?
-
Кривой у тебя поиск. :D
http://forum.rcdesign.ru/f61/thread132578.html#post1167501
Алексей много правильных ссылок выкладывает. Один косяк- всё не по-русски. :D
Откуда он заслан-всё ещё загадка. :D
-
Мозг у меня кривой. Спасибо. Ща попробую перевести и понять тарабарщину типа "дельта лезвие идти морда..."
-
;D Ништяк перевёл! У меня было хуже. | 8-( :D Но я ,когда 90-го раптора решил переделать, разобрался за 1 день. Потом переделал. И потом переделал "взад". ;D Т.к. вообще не понял прикола. O0
-
Понять легко, если вынуть вообще нафиг (или поставить паралоновые :D) демфера.
Тогда, потянув вверх за край лопасти, наклоним и цапфу, и межлопастной вал. Тяга к цапфе - останется на месте. И по этому - не даст подняться рычагу цапфы (сама цапфа - поднимется на величину наклона межлопастного вала).
Если цапфа поднялась, а рычаг стоящий СПЕРЕДИ остался на месте (по высоте) - то угол на лопастях УМЕНЬШИТСЯ.
Дельта - отрицательная (если я не путаю).
Если рычаг от цапфы длинный (до центра хаба, как на бесфлайбарных головах) - то он никуда не поднимется. Значит - дельта - нулевая.
А если рычаг цапфы - ещё длиннее, до противоположной стороны хаба. То при подьёме цапфы (скажем справа), конец рычага находящийся СЛЕВА - должен был бы ОПУСТИТьСЯ! Но ему помешает тяга. Значит угол на лопастях - выростет!
Значит дельта - положительна.
Поменяв расположение рычага с переднего (перед цапфой, по ходу вращения) на заднее (позади цапфы) - мы делаем "реверс" дельты. Из положительной - она будет отрицательной, и наоборот.
Нулевая - всегда НУЛЕВАЯ. Вне зависимости, с какой стороны рычаг.
-
Понять легко, если вынуть вообще нафиг (или поставить паралоновые :D) демфера.
Тогда, потянув вверх за край лопасти, наклоним и цапфу, и межлопастной вал. Тяга к цапфе - останется на месте. И по этому - не даст подняться рычагу цапфы (сама цапфа - поднимется на величину наклона межлопастного вала).
Если цапфа поднялась, а рычаг стоящий СПЕРЕДИ остался на месте (по высоте) - то угол на лопастях УМЕНЬШИТСЯ.
Дельта - отрицательная (если я не путаю).
точно! только когда лопасть поднимается, а шаг уменьшается, то дельта положительная и наоборот. там какая-то буржуйская система координат используется с отсчетом градусов против часовой стрелки. но это не суть, главное будет дельта успокаивающая или возбуждающая :D
кстати, когда тоже голову (свою) над дельтами ломал, все думал, ну как точно понять, что будет с шагом при махе лопасти, ведь на глаз изменение угла на модели увидеть практически нереально. Но все оказалось просто - взглянуть на махи лопастей в пределе, т.е. представить себе, что лопасть махнула на 90 градусов и встала вертикально. Примечание: Махи в случае с единым межлопастным валом происходят вокруг центра этого самого вала. Тут сразу понятно какой угол получится на лопастях, если шарик цапфы останется на месте.
Надеюсь, не запутал еще больше ;)
-
Так я ничего и не нашел. Мож кто в двух словах скажет про эту дельту?
Теперь по запросу delta-3 или Pitch-Flap Coupling, гугл и эту тему находит :ура: Так что и на русском информация есть.
Вот еще хорошая статья. http://www.helituning.com/index.php/blog/news/483.html (http://www.helituning.com/index.php/blog/news/483.html)
Поменяв расположение рычага с переднего (перед цапфой, по ходу вращения) на заднее (позади цапфы) - мы делаем "реверс" дельты. Из положительной - она будет отрицательной, и наоборот.
Нулевая - всегда НУЛЕВАЯ. Вне зависимости, с какой стороны рычаг.
Что и написано в статье указаной выше, стоит говорить о корректирующей и не корректирующей, со знакоим путаница.
Так же в ней написано что для F3C часто используют как раз некорректирующую дельту, для того чтобы возвращать на место фюзеляж если его из-за парусности наклоняет ветром, а ротор остается на месте.
А корректрующая дельта наверно важна при FFF (а в f3c его же мало?), и еще весьма значительна на хвостовых роторах настоящих вертолетов.
Кривой у тебя поиск. :D
[url]http://forum.rcdesign.ru/f61/thread132578.html#post1167501[/url]
Кстати из картинок и замечаний в этой теме следует, что корректирующая дельта может приводить к резонансной раскачке.
P.S.
а расположение рычагов на цапфах ХР на что влияет? Понятно что там взмаха нет, важно толкает или тянет за собой цапфа рычаги и вилку изменения шага? Почему вдруг у Aligna спереди рычаги?
-
Если завтра дождь не пойдет - опробую в поле :) Не уверен что способен хоть что-то различить :) но я постараюсь
-
Вообще то, в технике принято так: если обратная связь УВЕЛИЧИВАЕТ какое то, изменяемое значение - её называют ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ.
Если уменьшает - отрицательной. Так же и в радиоэлектронике.
Почему с дельтой такая "путаница", могу только предположить: была прината такая система координат (при разработке теоритической модели), что этот параметр (дельта) получил такой знак.
Ну да ладно - это не самое главное. Важно просто понимать - какая дельта на той или другой "голове".
По поводу расположения рычагов на цапфах: Лопасти, а хвостовые скорее всего, могут (и часто имеют) фокус не совпадающий с местом вертикального шарнира (в нашем случае - винта крепления к цапфе).
Если действие подьёмной силы смещено ближе к передней кромке - то лопасть при ненулевом шаге стремиться сама его увеличивать, если ближе к задней (относительно оси крепления, винта) - то лопасть стремится занять нейтральное (нулевой угол) положение, самостабилизируется.
При этом нагрузка на рычаг (по величине) - будет одинакова (если расстояния смещения действия силы - одинаковы), хоть спереди, хоть сзади. Но вот люфты, которые всегда присутствуют - будут вибираться в одном варианте в сторону увеличения угла, а в другом - в сторону уменьшения. (по аналогии с "дельтой")
Это конечно не причина размещения рычага, но про такое "поведение лопастей" - полезно знать.
Если же лопасти одинаковы, то ИМХО - существенной разницы (тем более на хвосте) мне кажется нет. Спереди рычаг или сзади.
:-\
-
Если же лопасти одинаковы, то ИМХО - существенной разницы (тем более на хвосте) мне кажется нет. Спереди рычаг или сзади.
:-\
В прошлом году, когда бился с настройкой гироскопа JR 770, менял положение рычагов на хвосте.
Т.е делал управление по задней и по передней кромке. Подтверждаю. Разницы нет.
Окромя того, что пришлось включать реверс на гироскопе и аппаратуре. В остальном, поведение хвоста не изменилось. Ну, либо мне не удалось это заметить. Лопасти карбон 95мм, от Куртиса.
-
Ну вот. Облетал сегодня свой 450-й с новой конфигурацией головы. Я не знаю может я себе придумываю или действительно ощутил, но разница в полете вертолета с цапфами вперед таки была. И выражалась она в том, что в переходных режимех между пролетами или фигурами собственно при переходе от движения в висение складывалось ощущение что верт как бы сам подруливает и стабилизируется на месте. Как будто есть какой-то со-пилот чтоли. В пролетах, флипа, инверте разницы никакой не ощутил. А вот в висении - какая-то прямо дополнительная стабилизация ощущалась. У меня на гексакоптере встроенная функция такая, когда бросаешь стики - он выравнивается. Нечто похожее было здесь.