RCHeliClub.ru
Технический раздел => Механика => | Материалы | => Тема начата: AlexSr от 12 Июнь, 2009, 15:48:44 pm
-
Вот, век живи- век учись!
Прочитал на РСдизайне такой совет : "Для повышения гибкости (пластичности) пластика - его надо сварить ( "сварить" - кулинарный термин). Час, два - "по вкусу" " :o :D
Как то не попадалось никогда такая информация на глаза, до этого.
Мысль интересная. "Химия" процесса не совсем понятна. Но, можно предположить как минимум два механизма:
- снятие остаточных напряжений после формовки пластика. Процесса с достаточно быстрым "остыванием" детали.
По аналогии с "закалённой" (хрупкой) и отпущеной (пластичной) сталями.
- в большей степени "химического процеса" (хотя, в принципе - весьма родственого) - температурной полимеризации (изменения структуры/размера цепочек полимерных молекул).
Но теория - это хорошо. А что с практикой? ;)
Имея "притензии" к хрупкости/упругости стоковых шасси к 600-му Трексу (которые постоянно ломаю последнее время) решил проверить на них.
Варить "нулёвые" стойки как то жалко :'( А вдруг, что то не так пойдёт?
Решил подвергнуть "пытке" кусок старого (сломанного) шасси. А для сравнения использовал такой же - "не варёный".
Варил в воде, на слабом огне, без соли и прочих специй ;D где то час - полтора. (таймер на час -прозвинел, но я не услышал )
Вот, "установка" для "инструментальной" оценки изменения параметров стойки:
[attachthumb=#1]
Смысл: две подопытных стойки зажаты своими частями (там где крепление к раме) в тиски. Подвес груза (6 - 7 кг) осуществляется одновременно на обе стойки (равномерное распределение усилия). По середине проходит пруток, для замера отклонения каждей стойки от "вертикали".
Вот "данные" при таком замере:
[attachthumb=#2]
Если присмотреться, то видно что "варёная" стойка согнулась больше (правая, там где расстояние от центра - меньше).
Но это - не очень наглядно. А главное, ни очем сильно не скажет, с точки зрения эксплуатации.
По этому, был проведён простой "силовой" тест.
Вот его результаты - очевидны и что называется: "говорят сами за себя!".
[attachthumb=#3]
Сжимать пришлось "от души" :D
Изгиб "варёной" стойки - на много больше, чем у не варёной. Субьективно (ощущение когда гнёш их) - варёная заметно "пластичней", "пружинистей". Родная, без обработки, - "кандово-дубовая".
Так что, буду "готовить" себе шасси "по вкусу" O0 А об натурных испытаниях - отпишусь.
-
:) Саша, А первоначальную форму "вареная" стойка приняла после сгибания?
-
Лёш, вопрос на 5-ть баллов! O0
Сейчас проверил - после МНОЖЕСТВА такого рода "надругательств" (сжимал стойки многократно, не один день :D , но может не так сильно как на последнем фото ) до и в процессе "фотосессии", варёная стойка "просела" по отношению к "не варёной" на 7мм.
Это по самой верхней точке (верх отверстия для лыж).
Заметно при сравнении, если на тушке - думаю этого никто не заметил бы.
-
:ура: Сегодня вечером сварю своему "Рексику" суп-шасси!!! ;D
-
Осталось попробовать в той же кастрюльке лопасти прокипятить.
-
:D ;D ;D ;D ;D ;D
-
Супер.
:D :D :D ;D
-
Супер ;D ;D :круто:
Будем пробовать.
-
Во блин! Ято думал что все этот "секрет" знают :)
Я давно все стойки варю свои :)
-
Дим! Ну как так можно! :o Мы тут паримся, понимаешь, шасси ломаем кажНый день... А ты - молчишь! :D
Нехорошо! Такими секретами - делиться надо.
Ну и, как твое мнение? Стоит это затраченной электро-энергии или газа? :-\
И сколько варишь, по времени?
-
Осталось попробовать в той же кастрюльке лопасти прокипятить.
;D ;D ;D
-
Автомоделисты всегда пластик варили... можно пошукать по их форумам, там больше информации есть...
Я читал несколько темок пару лет назад - так вроде безумно нужный и важный процесс... типа в профессионалы без кастрюльки и не берут...
А у них постоянные столкновения/удары... не то что на вертушках...
-
Супер ;D ;D :круто:
Будем пробовать.
Неее пробовать не надо- несварение будет ;D ;D
-
А если её в морозилку положить на пару часов, то она станет напротив, жёстче. ;)
-
Да, совершенно верно, вот и статейка (http://rc-auto.ru/articles_models/id/308/) от Автомоделистов - братьям вертолетчикам.
-
Будем ножки парить своим вертикам регулярно перед полетами, чтобы пластмасса не успевала рассыхаться.
-
Так каждый раз не надо, вполне достаточно одного раза.
Там в статейке все расписано, сколько нужно варить, и что это работает только на нейлоне !
Будьте внимательны, а то сварите что-нибудь не то ;D
-
А у всех рексов шасси из нейлона? Просто написано что это помогает только если есть нейлон в детали, на другие виды пластмасс такой способ не действует.
-
:D Только что закончил приготовление " шасси-щей" ! Жена покрутила у виска пальцем, дескать совсем обалдел, и прикалываясь все норовила посолить "бульон" ;D Но все таки своего я добился и процесс прошел на ура! Кипятил на очень медленном огне ровно 1 час, и еще пол часа держал в остывающей воде! Посмотрим что получится из этого, но надеюсь что жизнь шасси хоть не надолго но продлится ! :)
-
Вот сайтец нашёл, с информацией по капрону/капролону (http://www.kaprolon-alvis.ru/mech_sv.html).
В табличке (первой) видно, как меняются мех. свойства у "влажного" (столбец Б и В) и сухого (столбец А) материалов.
Проверить, связанно ли изменение свойств стоек с "влажностью" думаю не сложно. Надо взять и "запечь" их ;)
Ещё один "рецепт от шеф повара" - сунуть в духовку (там же сухо) и подержать часик при минимальной возможной температуре.
Результаты сравнить.
Вот ещё, с другого источника :
На размеры деталей из капрона влияет также и проводимая термообработка. Кипячение деталей в масле вызывает уменьшение их размеров в пределах 1,5%
И ещё (источник (http://www.barvinsky.ru/guide/guide-materials_PA6.htm)):
Класс, группа материалов
Полиамиды алифатические, термопласты инженерно-технического назначения.
Общая характеристика и свойства
Конструкционный кристаллизующийся материал с высокой механической прочностью. Степень кристалличности достигает 40 - 70%. Температура плавления ненаполненных марок: 215 - 228 оС. Температура стеклования ненаполненных марок: 40 - 60 оС. Температура хрупкости: ок. - 60 оС.
Марочный ассортимент отличается широким диапазоном механических характеристик: свойства материала значительно изменяются при введении модификаторов и наполнителей.
Сочетает высокую ударопрочность с жесткостью и стойкостью к ползучести. Имеет высокое водопоглощение (выше, чем у PA 66, PA 12). Механические свойства материала сильно зависят от скорости деформирования и влажности. При повышении влажности резко снижается жесткость, прочность и твердость, но возрастает стойкость к ударным нагрузкам.
Обладает низким коэффициентом трения. Стоек к истиранию.
Устойчив к автомобильному топливу, смазкам, углеводородам, нефтяным продуктам.
Базовые марки не рекомендуется для точного литья из-за повышенной нестабильности размеров. Стабильность размеров повышается для наполненных марок.
Неокрашенные марки имеют светло-кремовый цвет. При деструкции материала в процессе изготовления, а также при использовании вторичного полимера, материал приобретает темно-коричневые тона, его физико-механические свойства ухудшаются.
Отличается высокой текучестью. Требует хорошей сушки перед переработкой. Отечественные ненаполненные марки имеют большую нестабильность реологических характеристик.
-
Есть народные способы "на зуб" определить, нейлоновые шасси или нет? :) Сломал кончик шасси на минититане, притом посадка не была сильно жесткой. Возможно, мороз виноват. Вспомнил про эту тему - решил, что пора варить :D
-
А вот не уверен, что зимой стоит варить :-\
Дело в том, что влага может (и должна) кристализоваться при минусовой температуре. А это наоборот, приведёт к увеличению хрупкости. Не говоря про "теоретически возможное" разрушение материала при кристализации воды (обьём кристаллы занимают больший, чем жидкость). Так что, стоит испытать сначала "подопытный образец" шасси в морозильнике. :D
-
Попробовал сварить шасси минититана. Состав их неизвестен, поэтому немного волновался.
Результат - отличный! Шасси стали пластичными, и я сделал их немного ниже и шире.
Получилось вот так: (слева - не вареные шасси)
(http://img37.imageshack.us/img37/6000/p1230363.jpg)
Варил минут 40 в обычной воде :)
-
С новой рамой и не узнать мини титана. Смотрю снял утяжелители с гиры, послушал всё же доброго совета.
-
А подкосы зачем утеплил в вязанные чехольчики ?
-
У жены тоже хобби - вязание на высоком уровне :)
В знак уважения к моему хобби она сделала вертолётику тепло. Очень мило :-[
nik1 ага, спасибо за тот совет :)
-
А это тебе кто то другой посоветовал, не помню кто .
-
Я так подозреваю, что из этого и вылезла идея про самый красивый верт на конкурсе :D
-
Я так подозреваю, что из этого и вылезла идея про самый красивый верт на конкурсе :D
:-[
-
Добрый день! Очень заманчивая тема...
Сейчас жду kit своего первого вертолёта - T-Rex500 ESP, поэтому заинтересовал вопрос "приготовления" пластика на нём. Как посоветуете (стойки шасси, нижняя рама крепления мотора, или что другое)? Или раму ненужно - потеря жёсткости будет...
Ведь разгар полётного сезона уже потихоньку проходит - какие результаты приготовления? Какова статистика?
-
Да, как то так ... Мягче становятся, но всё одно - ломаются :D
Со временем, теряют мягкость (высыхают).
Как показывает практика, сильно долго варить смысла нет (шасси), так, что бы "подрумянились" ;)