RCHeliClub.ru
Вертолеты => Вертолеты Align => | T-Rex 500 | => Тема начата: Vestas от 25 Июль, 2016, 13:15:47 pm
-
Давно задумал создать тему про свой первый вертолет.
Соответственно постараюсь вести достаточно подробную хронику от его приобретения после завала у прошлого владельца до текущего момента с фото и видео отчетами.
Возможно, кому-то что-то из моего опыта пригодится, кто-то сможет дать мне хороший совет.
Глава 1. Приобретение.
Куплен за небольшие деньги следующий немного пострадавший агрегат: http://forum.rcdesign.ru/f28/thread430253.html (http://forum.rcdesign.ru/f28/thread430253.html)
Пострадал после завала микробистом на правый бок. из повреждений - немного погнута балка, кардан, конички, блок крепления хвостовой балки.
Сразу поясняю свою позицию: лишнее платить не люблю, крутить гайки и страдать-разбираться люблю. На тот момент вообще не был уверен что оно мне надо (В наличии из авиации были v911 и cessna corvalis). Теперь летать тоже люблю :)
За небольшие деньги были приобретены: vbar full size pro, castle talon 90, стеклопластиковые лопасти от Планеты Хобби (вполне приличные на первое время, на мой взгляд, хотя народ их путает с гуано от ХоббиКинг). Вертолет перебран (собран изначально неплохо, но кое-что было явно перетянуто), настроен с помощью Бориса Britva (спасибо ему огромное!).
Глава 2. Настройка, облет.
Почти все детали, кроме кардана и блока крепления были в наличии. Недостающим угостил Борис (копии от Tarot).
Штатный двигатель BL500MX 1600kV с 16-м пиньоном выдал какие-то космические обороты (более 3500). Мерять даже без лопастей было откровенно страшно.
Пиньон поменян на 13ый (по наличию). Оборотов стало мало. 2300-2350. Пока остановились на этом, заказан 14ый пиньон.
При первом подлете сорвало хвост. Борис посадил крутящуюся машину без повреждений. Оказалось, что в блок крепления хвоста от Tarot необходимо вставлять алюминиевую втулку, которая держит конички. Собственно, внутренюю коничку просто выдавило, сточив при этом об блок.
Блок заменян на спешно заказанный оригинальный.
При поездке в Пушкин Николай NicNic (Спасибо ему) помог устранить небольшое гуляние хвоста (неравномерный люфт хвостовых цапф). Посадка в ямку привела к смерти обоих комплектов коничек, шестерни G2 редуктора хвостовой сервы, держателей тяги хвостовой сервы.
Николай указал следующие проблемы:
1. не вертикальное крепление хвоста-киля.
2. при висении - бабочка с одной, левой стороны диска ротора. Межлопастной вроде бы ровный, подозрение на цапфы-хаб.
Шестернями (и таротовским блоком крепления хвоста) угостил Анатолий (vtormed), спасибо ему!
Судя по количеству обломанных держателей в доставшемся мне комплекте, это болезнь. Приобретены металлические держатели от Tarot, они точно не сломаются. Заменен комплекты коничек, редуктор сервы.
Глава 3. Отпуск.
Хвост установлен в правильное положение. Сразу же визуально появилсь вибрация хвоста. Удлиннение киля весело играет с амплитудой около 1см!
В отпуске вертолет летал практически ежедневно. Отрабатывал висение всеми сторонами, флипы вперед и назад. В целом все ничего. При посадках убито еще пара комплектов коничек.
Принято решение удлинить киль - для начала прицепил кусок алюминиевого профиля. Облетал, понравилось. Анатолий подал идею усовершенствования и снабдил обломком карбоновой рамы.
На авторынке приобретены черные клепки (оказалось, это дифицит) и сделано карбоновое удлинение киля. Конички пока перестали умирать.
В воскресенье 24.07 установлен 14 пиньон. Обороты подняты до 2500-2600. Вибрация хвоста усилилась. После нескольких флипов на оборотах 2600 обнаружил завал вертолета на правый бок. (висел далеко и высоко)
Причем компенсация стиком элеватора влево дает только временный эффект. Вертолет выравнивается на миг, но тут же продолжает валится вправо. Постоянно дергая стик влево удалось медленно снизится и посадить аппарат без повреждений. Канопа оказалась просто снята с правого крепления вибрацией.
Повторные тесты-подлеты показали - на 2500 вертолет летит, на 2600 vbar валит его на бок. Опять достаточно нервная посадка, но я был готов, высота уже другая. Канопа опять снята.
Собственно, я точно знаю, что кардан кривоват - начну с его замены.
По общению на форуме Игорь Куличик и мой однофамилец Петр намекают на балансировку/кривизну цапф и хаба. Уже второе подозрение на них, начинаю искать внятный аналог. Голова от align мне не очень нравится, та же KDE Direct выглядит надежнее, но цена....
В данный момент ищу:
трубка алюминиевая 6мм стенка 1мм ровная на вал.
Текст будет редактироваться, добавлю фото/видео, пару забавных моментов. Буду благодарен если продолжение истории модераторы будут поднимать под первый пост.
Советы по подаче/составу материала приветствуются.
-
В данный момент ищу:
трубка алюминиевая 6мм стенка 1мм ровная на вал.
А чего родной вал от Align не купите?
А так, зайдите в магаз, торгующий алюминиевыми стрелами для спортивной стрельбы из лука. Подберите. У них там правда обозначения ппц, в долях дюймов. (http://www.eastonarchery.com/products/arrows/material/aluminum)
-
А чего родной вал от Align не купите?
Вал стоит 900р, доставка 3-4 дня. Трубка не более 50р, но надо понять где взять. В рознице я нахожу их от 8мм пока.
Купить пару метров, нарезать, скрутить одну для теста усилия и все. Хотя чувствую я, что не найду сегодня трубку и закажу оригинал.
Может знает кто, почему не делаю карбоновые валы? Карбон плохо работает на кручение? Они бы никогда не гнулись...
-
Привет хозяин, ну как же так? 500ка - мой любимый, и всегда рабочий верт. У тебя рядом куча профи и вы не можете его допилить до рабочести? Бред.. Если ничего не получется, но денег не жалко на некоторые доп детали, присылай его мне. Использую свой - как донор и вычислю, откуда у тебя вибра. Потом сам привезу, давно хочу в Питер сгонять на поляну в гости.
PS: мое дело - предложить.
-
Привет хозяин, ну как же так? 500ка - мой любимый, и всегда рабочий верт. У тебя рядом куча профи и вы не можете его допилить до рабочести? Бред..
Алексей, вопросом вибраций до вчерашнего завала просто не занимался. Увы, я разбираюсь во всем постепенно и решаю вопросы по мере насущности. До того как поставил хвост ровно - вообще о вибрации не знал. пока не поднял обороты (вчера) - не обращал серьезного внимания. Все проблемы буду решать и вылавливать, надеюсь, с помощью местных и не только, гуру.
Если ничего не получется, но денег не жалко на некоторые доп детали, присылай его мне. Использую свой - как донор и вычислю, откуда у тебя вибра. Потом сам привезу, давно хочу в Питер сгонять на поляну в гости.
PS: мое дело - предложить.
Денег с учетом разумности не жалко. Напрягает необходимость заказывать детали по одной и платить/ждать пересылку с Москвы (Китая). Годного магазина в Питере я не нашел.
Приезжай со своим, вместе на поле вычислим. :)
Я так когда-то первую машину свою обслуживал.. у друга была такая же 21130 и все жуки вылавливались перестановкой деталей. Диагностика очень упрощается, когда рядом есть рабочий донор.
-
Оказалось что возможности редактировать предыдущие сообщения нет. Сам журнал попробую завести где-нибудь в более удобном месте.
Так что буду дополнять по мере возможности новыми сообщениями.
Фото удлиненного киля. (https://goo.gl/photos/JA5Bmz5i14FDgfnV8) 15 минут времени, 2 клепки, гравер.
Вот на этом болте (https://goo.gl/photos/7P5TMWnpw1DoFhvF8) держалась голова у предыдущего хозяина вертолета.
Насчет трубки - нашел где взять, но они шевелятся оч. медленно. С тоски распилил 2 своих кривых вала - тарот и оригинал (https://goo.gl/photos/TSmANtv3yJvagBrGA). Тарот имеет толщину стенки всего 0,2мм, но это не алюминий. Металл намного тверже, может даже нержа. Оригинал - честные 0,5мм.
В итоге заказан оригинальный вал и металлический фиксатор хвостового редуктора. У моего пластмассового просто отсутствовал штифт для фиксации вертикального положения редуктора, и хвост крутился в разные стороны по желанию.
Нужен совет по установке вала - хочу установить 2 подшипника с двух сторон вала на расстоянии ~ 10см от хвостовиков. Мне кажется это правильнее чем 1 подшипник. Это ж будет точно не хуже? :) Фиксировать подшиники на цианокрилат, или есть еще идеи?
Я зажимал их с 2х сторон термоусадкой с клеем, но то ли при извлечении вала, то ли при работе (что кажется опаснее) она смялась и подшипник гулял ~5-6мм.
-
Запустил без основных лопастей, кардана и хвостового редуктора...
2500 оборотов:
(http://s41.radikal.ru/i094/1607/09/6aa22734743d.jpg) (http://radikal.ru/big/5c74938b39564293a11251ad153775cc)
2600 оборотов:
(http://s017.radikal.ru/i414/1607/7e/6e156edb4363.jpg) (http://radikal.ru/big/3b0ca51d28c9477088de556435e39cdc)
Насколько результат хреновый? по ощущениям вибрация есть, но кажется что меньше...
-
Если не ошибаюсь, для борьбы с вибрацией на 500-Pro производитель поднял обороты до 3000-3200.
-
Нужен совет по установке вала - хочу установить 2 подшипника с двух сторон вала на расстоянии ~ 10см от хвостовиков. Мне кажется это правильнее чем 1 подшипник. Это ж будет точно не хуже? :) Фиксировать подшиники на цианокрилат, или есть еще идеи?
Я зажимал их с 2х сторон термоусадкой с клеем, но то ли при извлечении вала, то ли при работе (что кажется опаснее) она смялась и подшипник гулял ~5-6мм.
я довольно давно ставлю 2-а подшипника ................. и, наверно , это точно не хуже )) клею на циакрин - гель , наношу оч. тонкий слой на вал в нужном месте и надвигаю подшипник , проблем с монтажем , демонтажем и эксплуатацией не было.........
-
Я для начала сделал бы все необходимые апгрейты. И начал бы с головы. Штатная не обжимает бошку на основном валу. Со временем разбалтывается и начинает качаться. Тарот решил этот вопрос ..
-
Вопрос какие вибрации (диапазон вибраций) приемлемы для 500 рекса. у меня выше 200 даже максимальные не проскакивали
вертолет - Trex 500 EFL pro, все стокове
-
Если не ошибаюсь, для борьбы с вибрацией на 500-Pro производитель поднял обороты до 3000-3200.
Этим может быть получится снизить амплитуду... причина то никуда не пропадет.
Я для начала сделал бы все необходимые апгрейты. И начал бы с головы.
На данный момент голова на валу по моим ощущениям не люфтит (Люфтила с кривым винтом на фото выше). Оно можно конечно, купить сразу все апгрейдное... пока постараюсь с причиной разобраться.
Вопрос какие вибрации (диапазон вибраций) приемлемы для 500 рекса. у меня выше 200 даже максимальные не проскакивали
Значит кардан добавлял своих вибраций, но не был основной причиной. Остается у нас:
1. основной вал (вроде как ставил новый из доставшегося ЗИП).
2. промежуточный (вроде как тоже ровный).
3. хаб+цапфы.
4. шестерни.
Начну, видимо, с основного вала.
Можно еще голову снять... но без нее даже неровность основного вала, боюсь, не будет показательна.
Если что - заказывать оригинальный вал, или есть варианты лучше/интереснее?
-
На поле Александр Слепцов (Спасибо ему!) быстро определил основную беду:
(http://images.vfl.ru/ii/1469780616/b35cd121/13547250_m.jpg) (http://vfl.ru/fotos/b35cd12113547250.html)
После установки нового комплекта карбоновых лопастей ХР (вот так все банально) все стало значительно лучше.
Плюс надо убирать люфт хвостовых цапф...
-
убирать люфт хвостовых цапф...
меня Влад Захаров "iamvlad" научил вибрацию в 500-ке искать так: разбираешь всю тушку - смотришь внимательно раму, мотор и каждую деталь, затем постепенно собираешь вертушку с установкой мотор/регуль - запустил и проверил вибрацию, дальше ставишь голову и опять проверяем вибрацию....затем хвост и в конце лопасти. На каком то этапе все равно увидишь прогресс в вибрации!!!
-
Глава 4. Победа над вибрациями.
Наверное, победой это назвать сложно, но вибрации на данном этапе не мешают летать, вертолет ведет себя намного более предсказуемо и не *колбасит-унитазит* в случайных направлениях.
Летать стало легче вразы.
Александр Слепцов помог банально отбалансировать лопасти ОР (разница была в 0,5г) . Лопасти ХР заменены с битых пластмассовых на карбон без доп. балансировки. Осталась проблема с неравномерным люфтом цапф ХР, но она уже не так гадит жизнь.
Можно спокойно тренироваться :)
искать так: разбираешь всю тушку
На самом деле спектральный анализатор достаточно явно показывает, какой узел проблемный. Разбирать все особой необходимости нет, только что подшипники проверить :) Частоты двигателя, ОР, ХР значительно отличаются друг от друга. Смотришь на какой частоте пики (vstabi подсказывает обороты) и разбираешься с конкретным узлом.
-
Смотришь на какой частоте пики (vstabi подсказывает обороты) и разбираешься с конкретным узлом.
хотелось бы ознакомится с перечнем возможных дефектных узлов с указанием значений пиков вибрации...!
-
хотелось бы ознакомится с перечнем возможных дефектных узлов с указанием значений пиков вибрации...!
Зависит от настроек. но в логика такая (последнее фото):
чехарда до первого пика - это разгон двигателя...
частота осн. ротора 2600. на фото это первый крупный пик. Соответственно проблемы тут: кривые основной/межлопастной валы, дисбаланс лопастей (моя проблема была основная), цапфы и т.д.
коэфф. для хвоста для моей 31 зубой конички 145 (шест. авт.) /31 (коничка) = 4,68. обороты соответственно 2600*4,68=12168 об/мин. Проблемы тут те же, но для хвостового ротора.
обороты двигателя коэфф. = 162 (осн. шест.)/14 (пиньен) =11,57. обороты соотв. 30000. это последний пик - смотрим двигатель и его крепление.
Не претендую на звание гуру, может кто меня поправит :)
-
Иными словами:
1. 2600 оборот: ОР - валы, лопасти, цампфы и т.д.
2. 12168 оборотов..?: ХР - валы, лопасти, цампфы и т.д.
3. 3000 оборотов: двигатель рама и т.д.
-
3. 3000 оборотов: двигатель рама и т.д.
Все таки 30 000 оборотов.
А так в целом верно.
В воскресенье промазал мимо впп. Садился на грунтовку шириной в колею автомобиля. Уже после того, как дернул холд, то ли сам зацепил стики, то ли болтануло ветром/потоком от земли и вертолет ушел вправо на пол метра, в высокую траву.
Снял с роторов растительность, вроде бы обошлось. Все цело и летает.
-
Глава 5. Обгонная муфта.
После 3х вылетов в Рыбацком обнаружил странное передвижение основной шестерни - поднялась наверх до упора в раму и стала ее подтирать.
(http://images.vfl.ru/ii/1472116391/ceb20b01/13866919_m.jpg) (http://vfl.ru/fotos/ceb20b0113866919.html)
Дома разобрал это безобразие и понял, что обгонная муфта (one-way bearing) буквально вылезла из корпуса шестерни (main gear case). Обнажившаяся поверхность корпуса покрыта мелкими металлическими опилками. В инструкции данный узел значится как пресобранный.
(http://images.vfl.ru/ii/1472116392/215bb313/13866921_m.jpg) (http://vfl.ru/fotos/215bb31313866921.html)
(http://images.vfl.ru/ii/1472116393/6e1a19c3/13866922_m.jpg) (http://vfl.ru/fotos/6e1a19c313866922.html)
По ощущениям - обгонная муфта живая, не клинит.
Как я домысливаю, случилось следующее: я спускал вертолет с приличной высоты на отрицательных шагах. Видать раскрутил ротор сильнее чем можно и сорвал подшипник в кейсе при торможении. Он прокрутился, нарезав опилок и уперев главную шестерню в раму. Реальный сюжет?
Вопрос: вклеить на локтайт или менять?